Наталья Белоусова
Консультация для родителей «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством словесного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в жизни человека – это важная функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка дошкольного возраста считают произведения устного народного творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством словесного творчества“» размещена в разделах
Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.
Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские.
В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :
- свободное речевое общение
- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые)
- художественная литература
- использование произведений народного творчества
- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формируют отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, оказывают нравственное влияние – пробуждая в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей — хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство. Слово может быть не только средством воображения, но и его «строительным материалом». Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами). Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены К. И. Чуковским. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости.
Игровые упражнения, используемые для развития лексико-грамматического строя речи : «Узнай героя сказки по описанию», «Не называя его, скажи о нём», «Слова — друзья», «Как бы ты ещё сказал», «Слова-спорщики», «Загадки», «Заветные слова», «Подбери фразу по смыслу», «Чьи следы». Наиболее эффективным средством для развития связной речи и речевого творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста являются наглядные модели и графические схемы, которые помимо основных задач способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей. На первых этапах работы дети учатся выделять основные персонажи сказки, воспроизводить их действия путём использования условных заместителей, пересказывать с помощью взрослого отдельные эпизоды сказки, составлять небольшие сочинения. Примером игровых упражнений являются «Чудесный мешочек», «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Придумай новый конец сказки». Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки: 1) Жил-был. Кто? Какой он был? Чем занимался?; 2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?; 3) Встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?; 4) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?; 5) Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Для развития у детей старшего дошкольного возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия :
создание уголка творчества «Творим вместе», где размещаются работы, изготовленные совместно с родителями (например, книжки-самоделки, альбомы с рисунками детей к сочиненным ими сказками). наличие книжного уголка; создание плоскостной, настольный, пальчиковый театра; оформление уголка ряженья в соответствии со сказочной темой;
Все это является благоприятной средой, способствующей словесному творчеству. Для понимания эффективности в работе педагога необходимо проводить диагностику по качеству и характеру изменений у детей, анкетирование родителей.