Получи документы

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи»

Наталья Прозорова
Консультация для родителей «Особенности развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь является высшей формой совокупности мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). В ней отражены все стороны предметного содержания речи. Речь может быть не связной вследствие то, что связи не поняты и, соответственно, не переданы высказывающимся; также связи могут быть не обнаружены нужным образом в речи говорящего.

Обязательным условием высказыванием является наличие определенного смысла. Соответственно, связная речь – это единое смысловое целое, которое имеет определённую структуру и содержит оконченные взаимосвязанные фрагменты, объединенные одной темой.

Связная речь имеет важное значение в психическом развитии ребенка. Она выполняет несколько основных функций, а именно: обобщающую, регулирующую и коммуникативную. Рассмотрим, в чем заключаются данные функции.

Обобщающая функция подразумевает то, что благодаря ей ребенок закрепляет общую, систематизированную информацию о себе, об окружающем мире, а не узкую и частную. Высших психические функции ребенка, а также его поведение контролируются при помощи речи, что является выражение регулирующей функции. Коммуникативная функция является главной функцией связной речи. Она проявляется в возможности обеспечить общение между людьми с помощью речевых средств. Выделяют две формы речи: диалог и монолог. Каждая форма имеет свои особенности, что устанавливает вид работы по их развитию.

Связная речь развивается поэтапно совместно с развитием мышления, а также связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, тесно связанных между собой и являющихся единым смысловым и структурным целым. Ученые выделяют две формы связной речи: диалогическую и монологическую.

Раньше у ребенка появляется ситуативная речь – речь, понятная в конкретной наглядной ситуации, а затем появляется контекстная речь, которая не зависит от ситуации. После полноценного развития контекстной речи ситуативная речь не исчезает полностью из жизни человека. Ситуативная речь используется в диалогах между знакомыми людьми, во время таких разговоров часть слов могут заменяться эмоциями, жестами, мимикой, взглядом.

Этапы развития связной речи.

На первом году жизни закладываются основы будущей связной речи посредством эмоционального общения взрослых и ребенка. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Дети начинают подражать звукосочетаниям.

В полтора-два года у детей появляются первые осмысленные слова, через которые они выражают свои потребности и желания. Связная речь имеет ситуативный характер. Ребенок задает вопросы и отвечает один словом, которое выступает в качестве предложения. Дети отвечают на вопросы или задают их в случае, если им необходимо удовлетворить свои потребности, а также в ситуациях, при которых они проявляют интерес к чему-то новому, еще им неизвестному.

К трем годам потребности ребенка в общении усиливаются. В этом возрасте увеличивается число общеупотребительных слов, а также возрастает способность к словотворчеству. Первое время это выглядит как рифмование, а затем появляются новые слова, которые имеют особый смысл.

На третьем году жизни ребенка слова имеют смысл целого предложения, постепенно формируется умение правильно связывать слова в предложения. Ребенок переходит от простой двухсловной фразе к сложной фразе, используются союзы, единственные и множественные числа, а также падежные формы существительных. Дети активно вступают в диалог, слушают вопросы взрослых, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу, указывая не вещи. Чаще всего используются такие виды диалога как просьба, жалоба, приказ или запрет. Чаще всего глаголы используются в повелительном наклонении. К концу этого возрастного периода у детей значительно увеличивается число прилагательных.

На четвертом году жизни развивается активная речь, увеличивается словарный запас ребенка, а также усложняется структура предложений; дети используют диалогическую речь. В игровой деятельности используются следующие виды речи: речь-сообщение, речь-инструкция, монологическая, контекстная речь.

В диалоге, как правило, участвую только два человека, что связано с неумением распределять внимания между тремя и более собеседниками. Диалог представляет собой последовательные вопросы и ответы на одну тему. Вопросы и ответы детей конкретные, не имеющие дополнительной информации. При пересказывании текста дети 3-4 лет способны заканчивать предложения, начатые взрослым.

С четырех лет у детей происходит усложнение фразовой речи. Речь переходит от ситуативной к контекстной. Объем слов в предложении увеличивается до пяти-шести. Дети используют в речи предлоги, союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, а также они хорошо запоминают и рассказывают стихи, рассказы, сказки. В этот речевой период дети начинают проговаривать свои действия, что является показателем формирования регуляторной функции речи. Дети начинают пользоваться такими видами монологической речи, как описание и повествование, используя простые предложения. Описание предметов укладывается в 4-6 предложений.

Начиная с пяти лет дети активно овладевают монологической связной речью. Это связано с тем, что к 5-6 годам ребенок усваивает морфологический, грамматический и синтаксический строй речи. Высказывания детей данного возраста похожи на небольшой рассказ. В активном словаре у дошкольников появляется достаточное количество слов, сложных по различным характеристикам (лексикологической, фонетической).

В этом возрасте дети активно вступают в беседы, полными предложениями отвечают на вопросы, задают очень много вопросов взрослым, а также объясняют свои действия. В беседах дети чувствуют себя свободно и уверенно, получают от этого удовольствие, предлагают свои тебя для общения. Возрастает количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Дети осваивают такие типы речи как повествование, описание, а также рассуждение с опорой на наглядный материал. Описательные рассказы состоят из 6-7 предложений. Дети затрудняются определить тему повествовательного рассказа. При рассказывании дети нарушают его последовательность, теряют смысловые части. Чаще используются простые предложения. Рассказы-рассуждения дети 5-6 лет составляют только если необходимо доказательство чего-либо, которое требует взрослый. Как правило, доказательства короткие, состоят из 1-2 аргументов, а также могут быть выдуманными.

Для старших дошкольников характерно уменьшение ситуативной речи, однако полноценное овладение связной монологической речи невозможно без целенаправленного обучения. Условиями, способствующими к полноценному развитию монологической речи, являются:

- специальные мотивы;

- необходимость в использовании монологических высказываний;

- высокий уровень сформированности лексической и грамматической сторон речи;

- различные виды контроля и самоконтроля.

Развитие связной речи проходит долгий и сложный путь. Дети с нормами речевого развития к моменту поступления в школу имеют большой словарный запас, обладают навыками словообразований и словоизменений; у них сформировано правильно звукопроизношение, развиты фонематические процессы. Старшие дошкольники способны пересказывать короткие тексты, известные сказки и рассказы; составлять рассказ по картинке или по серии сюжетный картинок; рассказывать о том, что они увидели или услышали; обсуждать, рассуждать, высказывать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития связной речи»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 11:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Прозорова (УИ 2137860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД