Ольга Быстрозорова
Консультация для родителей «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя).
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:
• Читать надо ежедневно! В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
• Круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
• В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки Пушкина, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгунского, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)
• Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
• Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
• Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые,
• В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
• Детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио и видео-книги лучше рекомендовать детям школьного возраста.
• Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь.
• Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.
Основные правила чтения вслух
Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.
Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению. Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста
1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.
2. Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
3. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
4. Младшим детям следует читать книги только со счастливым концом. В более старшем возрасте (6-7 лет, можно с разным окончанием.
5. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
6. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.
7. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку.
8. Для ребёнка в возрасте 6-7 лет предпочтительны книги с картинками, причём достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и её можно долго рассматривать.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно
потрудиться.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя
книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Что почитать ребенку 6-7 лет?
В возрасте 6-7 лет важно читать произведения различных жанров. Не стоит сразу делать упор на серьёзные произведения. Да, такие повести или рассказы можно читать, но всё-таки лучше начинать с весёлых и лёгких книг, чтобы у ребёнка сформировалось позитивное отношение к книге. Непременно, чтоб присутствовали произведения, с которыми ребёнок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах о том, что будете читать, кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее он умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.
Какие книги нужно читать детям?
Книги, какого жанра любят слушать дети? Все дети любят приключенческие рассказы, стихи, сказки. В 6-7 лет у вашего ребёнка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определённый жанр. Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Ребенок понравившуюся книжку будет просить читать изо дня в день, везде носить её с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто дети себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребёнку 6-7 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.
20 книг для детей 6-7 лет
1. Аксаков С. «Аленький цветочек»
2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»
3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)
4. Афанасьев А. Сказки
5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»
6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
7. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»
8. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
9. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»
10. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
11. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы
12. Гор Геннадий «Мальчик»
13. Грабовский Ян «Муха с капризами»
14. Зальтен Ф. «Бэмби»
15. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
16. Коллоди К. «Пиноккио»
17. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
18. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
19. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
20. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Автор-составитель:
воспитатель
Быстрозорова О. И.
2023г.