Альфия Якупова
Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие любознательности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – существо любознательное, с врожденным стремлением познавать и развиваться. Исследуя предметы окружающего мира, он их трогает, разбирает и ломает, пытаясь увидеть, как они устроены. Главная цель взрослых – не убить желания познавать новое, сохранить и приумножить способность удивляться, думать и учиться.
Исследовательская деятельность ребенка имеет необыкновенно широкий диапазон, настолько безгранична и так сильно проявляется, что часто доставляет массу неудобств родителям, которые неосознанно начинают препятствовать ей, что бы хоть как-то добиться послушания от ребенка и избавиться от хлопот. Но если родители поощряют исследовательскую деятельность и стремление ребенка узнавать новое, то в будущем он всегда будет самым примерным и прилежным учеником.
Темочки:
Для того чтобы укрепить желание исследовать, думать и учиться, взрослым (родителям, педагогам) необходимо соблюдать некоторые принципы воспитания.
* Необходимо примириться с активностью ребенка и, когда он что-либо исследует, не возмущаться, не ругаться, а сохранять спокойствие и понимание, что это свойственно всем детям. Маленького ребенка окружает мир неизвестных предметов, и ему просто необходимо определить их свойства, выявить их качественные различия, понять законы природы, определить пространственное отношение вещей и их взаимосвязь. Вокруг так много всего, и ребенку хочется все это познать. Он вносит в жизнь массу неудобств, хаос и беспорядок. Малыш то вытащит цветок из горшка, чтобы узнать, как он там сидит; то сорвет цветок, чтобы понять, как он там приклеился; то кинет книгу, чтобы посмотреть, как она летит вверх; то откроет кран, чтобы увидеть, как льется вода на пол. Он проводит эксперименты «Что произойдет, если?». Конечно, если вам ковер и уют дороже, чем развитие ребенка, и, защищая чистоту и порядок, вы стремитесь наказать или отругать ребенка, значит, вы губите его исследовательский порыв. Просто его действия нужно направить в желаемое русло, не подавляя инстинкта познания. Если ребенок играет с водой, то дайте ему две кружки: пусть переливает из одной в другую. Или покажите, куда вода должна литься, а куда не должна.
То есть, одним из факторов развития любознательности ребенка является понимание взрослыми естественной и непреодолимой потребности ребенка в познании и принятие этой потребности.
* Старайтесь отвечать на все вопросы терпеливо и честно. Для этого слушайте ребенка и не пропускайте его вопросов даже тогда, когда он сотый раз на дню спрашивает одно и то же и уже нет сил отвечать на бесконечные «Почему?» или «Что это?». Ребенок перестает интересоваться, когда его любознательность игнорируют или не дают удовлетворяющий его ответ типа «Мал еще, вырастешь – узнаешь». Поэтому все вопросы ребенка нужно воспринимать всерьез.
* Побуждайте ребенка импровизировать, придумывать, фантазировать. Поощряйте любые игры, где нужно придумывать различные истории, перевоплощающие его в персонажей сказок, рассказов, мультфильмов и кино. Ребенок живет не только в реальном мире, не меньшее значение имеет для него воображаемый мир – мир фантазии и импровизации. Станьте вместе с ребенком сказочником, режиссером, писателем, сценаристом, окунитесь в изобилие сюжетов и красок.
Таким образом, следующий фактор развития любознательности детей можно обозначить как постоянное содержательное взаимодействие ребенка со взрослым.
* Малышу необходимы новые впечатления. Окружающая среда полна разнообразными явлениями. Дайте ему понажимать на кнопку звонка или помесить тесто из рассыпчатой муки, воды и яиц. На игровой площадке, в саду, дома, в бассейне можно придумывать разные игры. Мир ребенка становится богаче впечатлениями, если вы водите его в музеи и зоопарки, на аттракционы и выставки или берете его на футбол, на хоккей или на каток. Даже повседневные наблюдения – отличная возможность познать окружающий мир и побеседовать о нем. Рассказывайте все, что видите, делитесь своими впечатлениями и эмоциями, задавайте ему вопросы.
* Будьте сами примером любознательности. Расскажите о книгах, которые вы читаете, о том, что изучаете, о своих исследованиях на работе. Изучайте вместе с детьми окружающий мир: солнце, небо, облака, луну, траву, бабочек, стрекоз, муравьев, птиц и т. д. Показывайте явления и рассказывайте все, что вы о них знаете.
То есть разнообразная жизненная среда и активная исследовательская позиция взрослых также являются факторами развития любознательности и глубоких интересов детей.
* Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с его исследованиями. Если его интересная работа еще не закончена, не торопитесь все выбрасывать, даже если пришло время сна или обеда. Будьте благоразумны, в будущем эти занятия принесут пользу вашему ребенку.
Выбирайте: или вы сегодня добьетесь успеха, а завтра потерпите поражение, или вы сегодня как-нибудь потерпите, а завтра ваш ребенок добьется успеха.
* Создайте доброжелательную атмосферу для познания и обучения, не критикуйте ребенка. Не смейтесь: «Эх ты, доморощенный физик (химик, ботаник)», напротив: уважайте труд и исследования своего ребенка. Пусть его энергия питает в нем любознательность, а сам он верит в успех. Снабжайте ребенка теми предметами, материалами и сырьем, которые необходимы юному исследователю, помогайте ему в этом, но не вмешивайтесь в его дела.
Пусть обучение станет естественным жизненным процессом и ненавязчиво сопровождает вашего малыша во всем и везде. Оно должно быть похоже на игру, интересную и увлекательную. Обучайте и учите малыша каждый день, понемногу, без давления, без принуждения, незаметно для него.