Наталья Всегодическая
Развитие любознательности у детей подготовительной группы при ознакомлении с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В этом смысле неоценимое значение в дошкольном возрасте приобретает детская любознательность.
Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира.
Публикация «Развитие любознательности у детей подготовительной группы при ознакомлении с родным городом» размещена в разделах
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Слайд 2.
На сущность любознательности имеются различные взгляды: ее рассматривают то как особую форму познавательной активности (С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, М. Ф. Беляев, А. А. Абдуллаев, то как ступень формирования познавательных интересов (И. И. Цветков, И. М. Подберезин, М. Ф. Морозов и др.).
Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. И. Божович, А. В. Запорожец и др. придают большое значение потребности ребенка в пробуждении любознательности, которая является одной из побудительных сил умственного развития ребенка.
Н. Г. Морозова, считает, что любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса.
А устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.
Работая в разных возрастных группах, я наблюдала, что
• Дошкольники не проявляют активности в решении разных познавательных задач.
• Мало знают о родном городе.
• Не проявляют самостоятельность в разных видах деятельности.
Исходя из этих наблюдений, я сделала следующие выводы:
- Необходимо использовать близкие и доступные ребёнку городские объекты для развития любознательности.
-Необходимо представлять объекты познания наглядно.
-Развитие любознательности ребёнка зависит от развития мышления.
Таким образом, я сочла, что накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры можно использовать для развития любознательности, как качества будущего школьника.
Поэтому я поставила перед собой следующие цель и задачи
(на слайде 3).
В своей работе я руководствовалась следующим программно-методическим комплексом (слайд 4,
соответствующим основной общеобразовательной программе :
слайд 5
Ожидаемые результаты работы
Сформированность интегративных качеств таких как:
-Любознательный, активный ; В круг его интересов входят объекты культурного, исторического наследия города, социально-бытового назначения, события городской общественной жизни, праздники. Задает вопросы о прошлом, будущем и настоящем города.
- Эмоционально отзывчивый; Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Испытывает гордость за достижение города и отдельных нижегородцев, любовь к «малой» родине. Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства нижегородцев,
-Овладевший представлениями о себе, государстве, обществе и мире.
. Знает простейшую структуру родного города, его символы, имеет представление о «малой» родине, её природе, определяет собственную принадлежность к родному городу, государству. Имеет представление о разных видах труда нижегородцев, связанных с удовлетворением потребностей людей, Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.
Слайд 6
Направленность в развитии любознательности детей подготовительной группы определялась внешними (сенсорными) признаками, назначением объектов, их сходством и различием, а также трудом и жизнью нижегородцев.
Слайд 7
Основным самым значимым средством приобщения детей к малой родине является сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, питает его ум и душу, так как понятна и близка ребенку. Предметы рукотворного мира, которые ребенок видит в своем окружении. При невозможности непосредственного наблюдения и изучения объектов применяю модели как средство.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы, чертежи, планы. Модель всегда передаёт строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
Слайд 8
Свою работу я разделила на три этапа:
Слайд 9
Цель первого этапа: Побуждать детей задавать вопросы о Нижнем Новгороде, его прошлом и настоящем.
Для достижения этой цели мной были созданы следующие условия:
-Планирование деятельности заранее
-Загадочность, эмоциональность речи
-Активность всех детей
-Столкновение нового со старым
-Использование игровых персонажей и символов
-Наличие соответствующей развивающей среды
Слайд 10
Особенности формирования предметно-развивающей среды с целью развития любознательности при ознакомлении с Нижнем Новгородом:
-Наличие и регулярная сменяемость материалов о Нижнем Новгороде
-Проблемный характер материалов
_Учёт «зоны ближайшего развития» ребёнка
Слайд 11
Наличие и сменяемость материалов о городе
Представлены на слайде
Слайд 12
Проблемность среды
-Знаки «?», «!», пиктограммы эмоций
-Неоформленные фигурки
-Динамичные макеты
-«Белые» места в оформлении и атрибутике
Слайд 13
Учёт «зоны ближайшего развития»детей
-Игры с разным уровнем сложности
-Книги знакомые и новые для ребёнка
-Сочетание известных детям и новых материалов
Слайд 14
Особенности методики первого этапа:
Вопросы к детям:
-Что узнали нового, неожиданного из.? (Например из прочитанного рассказа)
-Что хотели бы ёщё узнать?
Создание ситуаций, стимулирующих активность ребёнка
Точные и доступные ответы
Похвала за удачно поставленный вопрос (Например, пожать ребёнку руку)
Слайд 15
Цель второго этапа: Овладение детьми деятельностью наглядного моделирования
Для достижения этой цели использовала готовые модели (схем, карт, чертежей, макетов, планов, фотографий,так же изготавливала собственные модели (схем, рисунков, макетов и пр.)
Слайд 16
Цель третьего этапа: активное участие детей в жизни группы, детского сада, города.
Дети принимали участия во многих районных мероприятиях таких как соревнования по мини-футболу,в летней детской спартакиаде, зимней лыжной спартакиаде, соревнованиях по плаванию, в игре между знатоками правил дорожного движения, в музыкальном конкурсе «Зажигаем звезду» .Во всех мероприятиях занимали призовые места.
Слайд 17
Эффективными формами организации деятельности по развитию любознательности при ознакомлении с Нижнем Новгородом стали:
-Экскурсии (посещение библиотеки, школы, парк культуры и отдыха)
-Проблемные и игровые ситуации с персонажами и символами (Перед детьми ставилась какая-нибудь проблемная ситуация пришедшим в гости сказочным персонажем)
-Проекты (Таким проектом стала «Книга мой любимый город», с фотографиями и рассказами о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
)
-Задачи-загадки, ребусы. (Они использовались практически каждый день во многих видах деятельности.)
-Наблюдения (за окружающими зданиями, за учениками на школьной площадке
-Акции «Скворечники для птиц»
Слайд 18
Взаимодействие с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительное отношение с родителями. В начале работы познакомила родителей с изучаемой темой, разработала и предложила план посещения нижегородских достопримечательностей. Подготовила рекомендации-описания исторических мест, объяснила зачем это надо. Попросила родителей фотографировать посещаемые места.
После экскурсий дети приносили фотографии,делились своими рассказами о памятниках старины. Вмести с детьми родители принимали активное участие в семейном конкурсе чтецов, в народных праздниках. ,Новый год, Колядки,, Масленица,. Итогом стало создание большой книги с фотографиями и рассказами о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
Слайд 19
Результаты сформированности любознательности у детей подготовительной группы за 2014- 2015 показали положительную динамику по всем показателям
Слайд 20
Результаты мониторинга сформированности интегративных качеств у детей подготовительной группы за 2014- 2015 учебный год показали:
Что дети интерерсуются настоящим и прошлым города, задают вопросы о его истории, назначении и названиях разных зданий, транспортных маршрутах, самостоятельно определяют кратчайший путь по карте города, участвуют в жизни группы и детского сада. Эмоционально отзывчивы на произведения литературы, искусства, декоративно-прикладного творчества, связанных с Нижним Новгородом.
Имеют представления о «малой»родине, её природе, памятниках, музеях и других достопримечательностях родного города.
Из группы, где я вела свою работу 42 % детей поступили в школы с усложнённой программой.
.
Все это свидетельствует об эффективности моей работы по формированию любознательности у детей подготовительной группы при ознакомлении с Нижним Новгородом.