Ирина Ефименко
Консультация для родителей «Развитие у детей мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей мелкой моторики
(памятка для родителей)
«…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Иначе говоря, если у ребёнка ловкие, подвижные, «послушные» пальцы, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Объясняется это тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому в логопедических группах очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика, раскрашивание, рисование, аппликация, лепка, конструирование, игры с мелкими предметами, использование массажёров и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие у детей мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки и пособия. В этих играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, спички, крупы и т. д.
* Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (лучше манку). Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребёнку нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, солнышко, буквы, цифры и т. д.
* Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, буквы, цифры и. т. д. Вместо пуговиц можно использовать горох, фасоль, вермишель, макароны, спички
и т. д.
* Насыпьте на блюдце горох. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.
* Предложите ребёнку собрать спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.
* Предложите ребёнку построить «колодец» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее колодец, тем лучше.
* Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог стиха:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
* Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она была не слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает это не палец. а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»
* Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите ребёнка
заплетать косы
* Предложите ребёнку скомкать одной рукой, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
* Ребё нок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научите ребёнка вращать в одной руке два грецких ореха один вокруг другого.
* Если вы найдёте кусок плотного пенопласта, то можно дать ребёнку маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
* Все пальцы одной руки вставляются в резинку для волос диаметром 4 – 5 сантиметров. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвигать резинку по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
* Предложите ребёнку перелить воду из одной ёмкости в другую при помощи одноразового шприца или губки.
Маленький помощник
Почаще привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
* Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
* Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать плёнку с жареных орехов.
* Лепить из теста печенье, пельмени, украшение на пирог.
*Помогать сматывать нитки или верёвку в клубок.
* Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
* Помогать перебирать крупу.
* Открывать ключом почтовый ящик.
* Вытирать пыль, мыть посуду.
* Вешать бельё, используя прищепки.
* Ухаживать за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление, полив)
* Собирать на даче или в лесу ягоды.
* Затачивать карандаши точилкой.
* Резать на кусочки овощи и фрукты (под вашим присмотром, перемешивать салат.
Литература по теме:
1. Гаврина С. Е. и др. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3 – 6 лет»,
2009.
2. Земцова О. Н. «Послушный карандаш. Развитие мелкой моторики рук для детей 4 – 5
лет», 2009.
3. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками – развиваем речь», 2005 г.