Ляна Евдокимова
Консультация для родителей «Если ваш ребенок после пяти лет не выговаривает звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук «Р» или произносит его неправильно, нужно уточнить причину, почему это происходит и попробовать научить его правильному произношению. Это один из самых сложных звуков в русском языке, требующий точных движений и вибрации языка, поэтому его нарушения могут быть самыми разнообразными.
Публикация «Консультация для родителей „Если ваш ребенок после пяти лет не выговаривает звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Как научиться выговаривать букву Р? Как проверить произношение звука Р? Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ. Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если «Р» изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение. Основные причины неправильного произношения.
Нарушение подвижности органов речи; Короткая уздечка языка; Нарушение речевого слуха; Неправильное речевое дыхание. Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами, попросите повторить: открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами; далеко высовывать язык и прятать его; двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево; удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд; вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке; поочередно закрывать правый-левый глаза. Артикуляционная гимнастика для звука «Р». Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов. Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук «Р». Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха. Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка – «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». Когда звук «Р» звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха. Логопедические упражнения на звук «Р».
1. На выдохе многократно произносить звук Т, следить, чтобы звук не «уходил» в нос;
2. На выдохе многократно произносить звук Д;
3. Произносить слоги ты, ты, ды ды, ты-та, ды-да, ты-та-тэ, ды-да-дэ;
4. Закреплять правильный речевой выдох в самостоятельной речи. Самые распространенные нарушения Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный – слово саРай звучит как са_ай; Вместо звука «Р» произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука; Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка; Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р. В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто. Упражнения для улучшения речевого слуха Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р. Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся : в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата; в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос; в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр. Как научиться выговаривать букву Р : упражнения для постановки звука Р Основные упражнения 1. «Лошадка» – энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая; 2. «Тпру, лошадка» – вибрируя губами произносить «кучерское» тпру; 3. «Маляр» – двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам; 4. «Грибок» – присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»; 5. «Дятел» – кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами – альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна. 6. «Комарик» – сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з 7. «Заведи моторчик» – поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др. Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка. Постановка звука Р от звука Д Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр. Постановка Р от звука З Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит». Постановка звука Р на вдохе Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью. Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р. Закрепляем произношение (автоматизация звука Р) После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу. Рекомендуем! Большая книга логопедических игр Непослушные звуки “Р”-”Рь”. Логопедическая тетрадь (с наклейками) Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь 1000 скороговорок с трудными звуками Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится. Успехов Вам!