МААМ-картинки

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ»

Лисовская Екатерина Юрьевна
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Один из способов подготовки к школе детей с ОВЗ и инвалидность это работа по развитию познавательных процессов через дидактическую игру, в которой содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Поэтому очень важно чтобы подготовка таких детей к обучению в школе имела системный, постоянный характер, который могут обеспечить родители, играя со своими детьми дома.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. С помощью правил у ребенка формируется способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевые усилия. В результате этого развивается способность управлять своими действиями. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Организация дидактической игры родителями.

Подготовка к игре:

отбор игры в соответствии с задачами обучения: развитие счета, зрительного восприятия, памяти и т. д.

установление соответствия отобранной игры для определенной возрастной группы;

подготовка необходимого дидактического материала для игры;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры:

ознакомление ребенка с содержанием игры, с дидактическим материалом.

объяснение хода и правил игры.

показ игровых действий.

Анализ:

подведение итогов игры.

Основные виды дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, и т. д.

Игра "Какая цифра пропущена?"

Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.

Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все:

1 2 4 5 6 8 10

Р. : Какие цифры пропущены?

Ребенок отвечает и ставит недостающие цифры.

Игра «Математические цветочки».

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.

Оборудование: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Игровые действия: Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы ребенок быстрее и правильнее справлялись с заданием.

Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры ребенок закрепляет навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.

Игра «Тетрис».

Цель: Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами. Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.

Оборудование: Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.

Ход упражнения: Педагог родитель показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Родитель помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание ребенка на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.

Игра «Найди шарику домик».

Цель: развитие зрительного восприятия, тренировка мелкой моторики.

Оборудование: большой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, 23 неглубоких баночек соответствующего цветам шариков (красного, синего, желтого, зеленого, пинцет или щипцы для сахара.

Ход игры: Родитель выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой домик. Родитель берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т. п.

Игра «Узнай игрушку».

Цель: закрепление свойства предметов.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Родитель рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, Родитель достает игрушку из мешка.

Игра ««Математический круг».

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию, усвоить понятие «сколько», формирование представлений о числе и количестве, развитие мелкой и общей моторики, координации движений.

Оборудование: См в приложении.

Настольно-печатные игры.

Это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, логику, математические способности, внимание, развивать навыки самоконтроля.

Упражнение «Времена года».

Цель: закрепить знания о временах года.

Оборудование: 4 большие карточки с изображением времён года, 8 карточек с изображением сезонных изменений происходящих в определённое время года.

Ход упражнения: Родитель кладёт на стол четыре большие карточки с изображением (например: зима, осень, лето, весна). Так же на стол кладутся маленькие картинки с изображением времен года (по две каждого времени года). Ребёнок рассматривает карточки и выделяет существенные признаки и называет времена года, изображённые на карточке. Затем подбирает к каждому времени года соответствующие изображения на маленьких карточках. И так же проделываем с другим временем года.

Игра «Построй из геометрических фигур».

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

Игра "Найди ошибку"

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Ребенку предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

Игра «Волшебное яблоко».

Цель: Развитие пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа, посередине).

Оборудование: Плоскостное изображение яблони, яблоки желтого цвета разного размера.

Ход упражнения: На столе изображение яблони с большими маленькими яблоками желтого цвета. Причём и на верху, и в низу, слева и справа, посередине висит по одному большому и одном маленькому яблоку. Родитель: «Вот какая яблоня выросла у нас в классе. Посмотри и назови, что же на ней выросло – яблоки. Ребёнок рассматривает яблоки на яблоне, родитель просит ребёнка назвать яблоко большое, яблоко маленькое. Затем педагог обращается к ребёнку и просит назвать сначала большое, а потом маленькое яблоко. А теперь где расположено это яблоко (педагог показывает, на верху яблони, внизу яблони, справа на яблоне и слева на яблоне, посередине.

Словесные игры.

В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

«Игры - договорки».

Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие.

Ответ: Фигуры

Игра «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания ребенка о том, что он делает в разное время суток.

Ход игры. Родитель называет разные части суток или действия. А ребенок должен ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Игра "Назови скорей".

Цель: закреплять название дней недели.

Ход: Родитель бросает мяч и спрашивает: "Какой день недели перед четвергом?". Ребёнок отвечает: "Среда".

- Какой день недели был вчера?

- Назови день недели после вторника.

- Назови день недели между средой и пятницей.

Игра "Кто соседи"

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры. Родитель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается обратно. Можно играть всей семьей.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Дидактические игры — средство интеллектуального развития детейДидактические игры — средство интеллектуального развития детей Маленькие дети это - исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего.

Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольниковИгровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников Дошкольное детство-это период,когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент всего даьнейшего развития. Развитие таких.

Дидактические игры как средство развития речи детей Проблема развития речи детей дошкольного возраста интересовала многих исследователей. У каждого из них своё понимание, своё отношение к.

Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №69». Статья на тему: «Игротерапия как средство.

Игры для развития познавательных процессов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство формирования математических представлений у дошкольников» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма. Консультация 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 03:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Лисовская Екатерина Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД