Лисовская Екатерина Юрьевна
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из способов подготовки к школе детей с ОВЗ и инвалидность это работа по развитию познавательных процессов через дидактическую игру, в которой содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры как средство развития познавательных процессов для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому очень важно чтобы подготовка таких детей к обучению в школе имела системный, постоянный характер, который могут обеспечить родители, играя со своими детьми дома.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. С помощью правил у ребенка формируется способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевые усилия. В результате этого развивается способность управлять своими действиями. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
Организация дидактической игры родителями.
Подготовка к игре:
отбор игры в соответствии с задачами обучения: развитие счета, зрительного восприятия, памяти и т. д.
установление соответствия отобранной игры для определенной возрастной группы;
подготовка необходимого дидактического материала для игры;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактической игры:
ознакомление ребенка с содержанием игры, с дидактическим материалом.
объяснение хода и правил игры.
показ игровых действий.
Анализ:
подведение итогов игры.
Основные виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, и т. д.
Игра "Какая цифра пропущена?"
Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.
Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами, но не все:
1 2 4 5 6 8 10
Р. : Какие цифры пропущены?
Ребенок отвечает и ставит недостающие цифры.
Игра «Математические цветочки».
Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.
Оборудование: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.
Игровые действия: Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.
Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы ребенок быстрее и правильнее справлялись с заданием.
Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.
Во время игры ребенок закрепляет навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших.
Игра «Тетрис».
Цель: Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами. Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.
Оборудование: Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.
Ход упражнения: Педагог родитель показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Родитель помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание ребенка на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.
Игра «Найди шарику домик».
Цель: развитие зрительного восприятия, тренировка мелкой моторики.
Оборудование: большой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, 23 неглубоких баночек соответствующего цветам шариков (красного, синего, желтого, зеленого, пинцет или щипцы для сахара.
Ход игры: Родитель выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой домик. Родитель берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т. п.
Игра «Узнай игрушку».
Цель: закрепление свойства предметов.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Родитель рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, Родитель достает игрушку из мешка.
Игра ««Математический круг».
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию, усвоить понятие «сколько», формирование представлений о числе и количестве, развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
Оборудование: См в приложении.
Настольно-печатные игры.
Это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, логику, математические способности, внимание, развивать навыки самоконтроля.
Упражнение «Времена года».
Цель: закрепить знания о временах года.
Оборудование: 4 большие карточки с изображением времён года, 8 карточек с изображением сезонных изменений происходящих в определённое время года.
Ход упражнения: Родитель кладёт на стол четыре большие карточки с изображением (например: зима, осень, лето, весна). Так же на стол кладутся маленькие картинки с изображением времен года (по две каждого времени года). Ребёнок рассматривает карточки и выделяет существенные признаки и называет времена года, изображённые на карточке. Затем подбирает к каждому времени года соответствующие изображения на маленьких карточках. И так же проделываем с другим временем года.
Игра «Построй из геометрических фигур».
Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.
Игра "Найди ошибку"
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры. Ребенку предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
Игра «Волшебное яблоко».
Цель: Развитие пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа, посередине).
Оборудование: Плоскостное изображение яблони, яблоки желтого цвета разного размера.
Ход упражнения: На столе изображение яблони с большими маленькими яблоками желтого цвета. Причём и на верху, и в низу, слева и справа, посередине висит по одному большому и одном маленькому яблоку. Родитель: «Вот какая яблоня выросла у нас в классе. Посмотри и назови, что же на ней выросло – яблоки. Ребёнок рассматривает яблоки на яблоне, родитель просит ребёнка назвать яблоко большое, яблоко маленькое. Затем педагог обращается к ребёнку и просит назвать сначала большое, а потом маленькое яблоко. А теперь где расположено это яблоко (педагог показывает, на верху яблони, внизу яблони, справа на яблоне и слева на яблоне, посередине.
Словесные игры.
В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
«Игры - договорки».
Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.
Материал: загадки о геометрических фигурах.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие.
Ответ: Фигуры
Игра «Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания ребенка о том, что он делает в разное время суток.
Ход игры. Родитель называет разные части суток или действия. А ребенок должен ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
Игра "Назови скорей".
Цель: закреплять название дней недели.
Ход: Родитель бросает мяч и спрашивает: "Какой день недели перед четвергом?". Ребёнок отвечает: "Среда".
- Какой день недели был вчера?
- Назови день недели после вторника.
- Назови день недели между средой и пятницей.
Игра "Кто соседи"
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Ход игры. Родитель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается обратно. Можно играть всей семьей.