Юлия Суслова
Консультация для родителей «Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское упрямство - это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие.
Цель:
- Оказание родителям педагогической помощи, в разрешении конфликтной ситуации.
Задачи:
- Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
Темочки:
- Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
- Развивать навыки общения родителей с ребенком.
«Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей».
(В. А. Сухомлинский).
Упрямство — это очень неприятно и тяжело для родителей, того ребенка, который очень упрям. Взрослый в такой ситуации оказывается в беспомощном, безвыходном и жалком положении: уступить стыдно, а выдержать натиск порой просто невозможно. Некоторые дети с первых дней жизни умело манипулируют своими родителями, очень упрямо и настойчиво требует выполнения их желаний.
Порой иногда даже если им ничего не надо, продолжают требовать к себе повышенного внимания. Им очень нужно и важно, чтобы мама и папа ни на минуту не отлучались от них. Неповиновение родителей карается плачем, который зачастую может перерасти в настоящую истерику. А вы представляете, упрямство зачастую может быть вызвано неправильным поведением родителей.
выполнения их желаний.
Что необходимо знать.
Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямится в первый год жизни.
Как правило фаза упрямства заканчивается после трех лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на второй год жизни. Мальчики упрямятся сильнее и чаще, чем девочки. Приступ упрямства чаше всего происходит в первой половине дня.
В фазе упрямства приступ случается у детей по пять раз в день. У некоторых - до 19 раз!
Если дети по достижении трех лет все еще продолжают упрямится, то вероятнее всего речь идет о "фиксированном" упрямстве. Чаше всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка.
Упрямство - участь гордых детей, своеобразная защитная реакция ребенка, имеющего чувство собственного достоинство. Упрямство – это защитная броня против влияния взрослых, против зависимости от родителей. Вы уважаемые родители своим поведением ломаете личность ребенка, вы уничтожаете упрямство ценой сломленного достоинства и гордости, обезличиваете личность ребенка.
Детское упрямство - это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие.
Взрослые сталкиваются с серьезными трудностями, как в общении, так и в воспитании. В результате возникают небольшие разногласия, которые можно было решить мирным путем, но они перерастают в конфликт, из-за которого страдают и родители и ребенок.
По мнению психологов, главной причиной проявления упрямства у детей в этот период, не желание делать и выполнять то о чем просят родители, чего хотят родители, чего они от него ждут, является родительская гиперопека.
Некоторые дети, так нам кажется, будто созданы изводить своих родителей своим диким упрямством. Стоит задуматься, а всегда упрямство это отрицательная черта ребенка?
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
3. упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
* Достигнуто не своим трудом.
* Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
* Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
* За поступок, за свершившееся действие.
* Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
* Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
* Уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3. Во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
4. После физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7. Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью.
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. Надо наказывать и вскоре прощать.
6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.