Наталья Самошкина
Консультация «Что необходимо знать родителю, прежде чем разучивать с ребенком стихотворение»
▼ Скачать + Заказать документы
Что необходимо знать родителю, прежде чем разучивать с ребенком стихотворение
Хорошая память – это не только способность быстро запоминать большие объёмы информации, но ещё и умение быстро извлекать и активно использовать информацию в учёбе и повседневной жизни.
На самом деле, ресурсы памяти маленького ребёнка поистине неисчерпаемы, ведь за первые два-три года он запоминает информацию, соотносимую по объёму со всем, что ему предстоит усвоить за всю остальную жизнь.
Публикация «Консультация „Что необходимо знать родителю, прежде чем разучивать с ребенком стихотворение“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
А вот активизировать эти ресурсы и направить их в нужное русло помогут интересные и весёлые развивающие игры. Многие игры отлично известны из пособий и статей, но я постаралась их определённым образом усовершенствовать. Они помогут определить тип памяти ребенка, который необходимо использовать при разучивании стихотворения.
Сила прикосновений
С первого года жизни ребёнок начинает развивать сенсорную (или тактильную) память – он запоминает свои ощущения от соприкосновения с различными формами и фактурами (твёрдое – мягкое, гладкое – шероховатое, угловатое – сферическое).
Волшебный мешочек
Игры на развитие сенсорной памяти типа «Волшебного мешочка» хорошо известны всем. Но чтобы такая игра стала более эффективной, её можно усложнить.
• Завяжите малышу глаза, пусть он ощупает предмет правой рукой, а потом
найдёт его в мешочке левой. Затем руки нужно поменять.
• Дайте малышу рассмотреть несколько предметов, затем уберите их. Называя предметы по одному, просите ребёнка находить их в мешочке. Получится своеобразный «тактильный диктант»: ребёнку придётся связывать звуковой и зрительный образы предмета, а потом вспоминать, каков он на ощупь.
• Подберите предметы, издающие характерные звуки: колокольчики, свистульки, маленькие погремушки, баночки с крупой и т. д. Один комплект положите в мешочек, а другой оставьте у себя. Дайте малышу как следует познакомиться с каждым предметом, пощупать его, послушать, как он звучит. Теперь завяжите ему глаза. Позвените колокольчиком или погремите погремушкой и попросите найти нужный предмет на ощупь.
• Расставьте на столе несколько предметов (вначале не больше трёх). Когда малыш их хорошо рассмотрит, уберите в мешочек все, кроме одного, и попросите ребёнка на ощупь определить, чего там не хватает.
• Если у ребёнка нет аллергии, можно подключить к игре и обоняние. Возьмите хорошо знакомые ребёнку фрукты и овощи с характерным запахом (лимон, апельсин, яблоко, чеснок, палочку корицы, звёздочку аниса). Завяжите ему глаза и предложите по запаху узнать предмет, а потом его же найти на ощупь в мешочке.
• Всё то же самое проделайте ногами. На стопах так же, как и на руках, расположено множество нервных окончаний и рефлекторных зон, которые связаны с несколько иными отделами мозга.
Сенсорная картинка
Рассмотрите с ребёнком любую сюжетную картинку, на которой изображено много разных предметов, например: лампа, стол, стакан с чаем, тапочки, кошка, кресло, кактус, ёлка, снеговик и т. д. Попросите малыша, глядя на картинку, ответить на следующие вопросы:
• Какие предметы тёплые, а какие – холодные?
• Какие предметы твёрдые, а какие – мягкие?
• Какие предметы гладкие, шероховатые, колючие, пушистые?
Теперь уберите картинку и попросите вспомнить, что на ней нарисовано. Поскольку мы активизировали в игре тактильную память, малыш будет вспоминать картинку, опираясь именно на неё.
Движение – жизнь
Кинестетическая (или двигательная) память
также важна для ребёнка. В этом случае мозг малыша запоминает положение тела в пространстве и его перемещение, движения и их последовательность.
Телесные прописи
Отличная кинестетическая игра для подготовки к письму. Предложите ребёнку «написать» буквы, но не карандашом и даже не пальцем,
а самыми разными частями тела: плечом, локтем, коленом, головой и даже животом.
Когда это начнёт получаться, попробуйте «записать» таким образом произвольную последовательность букв (не слово). А через некоторое время (минут через пять) попросите вспомнить и написать те же самые буквы, но уже обычным способом – на бумаге.
Мемори
Благодаря зрительной памяти мы сохраняем объекты видимого мира, изображения, тексты и т. д.
Раскрывая в игре перевёрнутые вверх «рубашками» картинки, малыш запоминает, где они находятся, и постепенно подбирает парные. Эту игру тоже можно сделать более полезной и эффективной. Для этого достаточно нарисовать на карточках то, что нуждается в запоминании, будь то изображения животных и растений, шедевры мирового искусства или названия нот с их записью на нотном стане. В этом случае ребёнок не просто переворачивает карточки, но и называет – вслед за взрослым или сам – то, что на них изображено. Если ребёнок изучает иностранный язык, то можно называть изображения на этом языке.
Слушаю тебя
Развитая слуховая память ребёнка помогает ему сохранять услышанные слова и тексты, а также музыкальные произведения, а в будущем – поможет при изучении иностранных языков.
Проверить слуховую память поможет методика «10 слов»;
Зачитайте ребёнку 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5–6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой памяти.
Конечно же, всем известно, что лучший способ тренировки памяти – это заучивание стихов. Однако большинству детей учить стихи наизусть не очень нравится. Одна из причин связана с тем, что родители просто-напросто не учитывают тип восприятия малыша. Ведь аудиалы, визуалы и кинестетики запоминают информацию совершенно по-разному. Об этом надо помнить, чтобы заучивание стихов не превращалось в мучение. Собственно, это относится не только к стихам, но и к любым другим текстам, которые ребёнку со временем придётся запоминать. Просто именно стихи помогут разработать стратегию, которая даст ребёнку возможность максимально активно использовать ресурсы собственной памяти.
Аудиалу
Малышу-аудиалу, ведущий канал восприятия у которого – слух, важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
• Прочтите ребёнку первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала – это звуковые маяки, опираясь на которые он быстрее запомнит текст.
• Попросите его повторить первую строчку. Если есть неточности, поправьте и прочтите ещё раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок –переходите ко второй.
• Повторите первую и вторую строчки вместе, и так – пока не уляжется в голове всё четверостишие.
• Попробуйте сочинить вместе с малышом нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку.
Визуалу
Визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.
• Прочтите стихотворение и разберите все непонятные места.
• Предложите малышу закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы прочитали. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться визуальный образ каждой строфы. Возможно, это нужно будет проделать два-три раза.
• Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он увидел. В результате у вас получится своеобразный комикс.
• Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.
• Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них целую книгу.
Кинестетику
Кинестетикам, которым к тому же вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле, заучивание стихов даётся сложнее всего. Чтобы помочь малышу, можно воспользоваться следующим приёмом.
• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
• Предложите ему «смотать клубочек из стихотворения». Пусть он наматывает нитку на палочку, а вы в это время ещё раз медленно и, главное, ритмично повторяете текст.
• Пусть малыш попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.
• Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
• Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите ему складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или пирамидку, главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием. Так даже самый невнимательный и неусидчивый шалун справится с заданием весело и без особого труда.