Татьяна Гудкова
Консультация для родителей «Капризы и упрямство. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто вызывают беспокойство у родителей капризы и упрямство детей. Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Как надо бороться с тем и другим? Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает своё недовольство всем на свете он всё время хныкает и ноет а сам и не знает что он хочет. Или скажем, ребёнок отвечает характерными вспышками гнева на любое требование взрослых, независимо от того велят ли ему или запрещают что–либо делать. Капризы маленького ребёнка могут вызываться многими обстоятельствами. Опытная мать часто может определить, что ребёнок не здоров. Главная же причина капризов заключается в неправильной организации режима для ребёнка. Детское упрямство проявляется в том, что ребёнок противоречит во всём взрослому и старается всё делать и даже сказать наоборот. И возникает оно чаще всего тогда, когда взрослые ограничивают малыша в проявлении его самостоятельности и невнимательности к успехам или неудачам малыша. Больше всего родители жалуются на упрямство детей в возрасте около трёх лет и это не случайно. Именно в этот период начинает формироваться в ребёнке его самосознание и у него проявляется стремление к самостоятельности, потребность в уважении и одобрении его поступков взрослыми. Это выражается в том, что малыш всё хочет делать сам. Недаром этот период называют в детской психологии возрастом «Я САМ». Этот возраст наиболее трудный для воспитания и требует особо чуткого подхода к ребёнку. Причину упрямства и капризов ребёнка нужно искать не в особенностях прирождённого характера ребёнка, а в нас самих в неправильном подходе к ребёнку.
Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство, Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей?“» размещена в разделах
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами.
Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум, из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
за поступок, за свершившееся действие, начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения, очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже, уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема, когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном, во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки, после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват, когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался, когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны, когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
наказание не должно вредить здоровью, если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя, за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи, лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием, надо наказывать и вскоре прощать, если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан, ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.