Орленок Инна Викторовна
Консультация для родителей «Детский фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. В старину специально не учили детей народному пению. Сначала мамы и бабушки пели детям колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки. Далее ребенок был очевидцем праздников и обрядов с бесчисленным количеством песен, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. В самостоятельных играх вместе с товарищами ребенок выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни: трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
Публикация «Консультация для родителей „Детский фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное. Родители не уделяют должного внимания эстетическому развитию ребёнка. К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:
• поэзию «пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);
• детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения);
• потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);
• игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).
Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх. Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.
Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. И от того, будет ли детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит многое в дальнейшем развитии маленького человека.
Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это сказки, припевки, считалки и хороводные игры. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.
Для более тесного общения с детьми большое значение имеет совместное исполнение песен, потешек, считалок, музыкальных игр, игр–драматизаций, сказок, построенных на фольклорном материале, силу и значение которых трудно переоценить. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником семьи.
Примерный материал для разучивания с детьми дома.
Потешка «Бычок» :
«Бычок, бычок,
Смоляной бочок.
Бодучие рожки,
Резвые ножки»
Игры «Сорока – белобока», «У медведя во бору», «Хитрая лиса» ближе познакомят детей с жизнью диких животных, с их особенностями, а образный язык народного слова поможет детям открыть много нового в мире животных.
В праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
«Коляда - моляда, А не дашь творога,
Отворяй-ка ворота, Мы коровку за рога,
Подавай нам пирога, Мы коровку за бока,
И кувшин творога. Уведем за ворота»
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора познакомят детей с погодными явлениями и временами года. Зимой, например, играя в снежки, можно разучить потешку:
«Мороз, мороз, Бабу снежную принес,
Через дуб перерос. Баба бела - беляком,
Через дуб перерос, Получай-ка снега ком!»
Бабу снежную принес.
Весной хорошо разучить с детьми заклички, например:
«Ау, ау, аукаем, Апрель, апрель -
Весну за-а-укиваем. Несет капель.
Март, март - Май, май,
Солнцу рад. Ниву засевай!»
И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят детей с различными явлениями природы и учат их бережно относиться к природе.
Потешки:
• «Радуга – дуга, • «Божья коровка,
Пролей дождя,- Пролети вверх ловко,
Из ведра лагуна, Принеси нам с неба
на леса, на луга» Меда и хлеба!»
• «Пчелки, пчелки,
В поле летите, Приговорка:
С поля летите, «Приходи, приходи, летечко,
Медок несите!» Приноси грибы берестечко,
• «Божья коровка, Ягоды в лукошко,
Полети вверх ловко. Солнышко в окошко»
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!»