Оксана Сергеевна Аркатова
Взаимодействие семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие образовательного учреждения с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Партнерство школы и родителей учащихся – является основой качественного образования.
В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложились и утвердились такие формы работы школы с родителями, как родительские собрания, тематические конференции по обмену опытом, лекции, семинары – практикумы, тематические вечера, индивидуальные тематические консультации, презентации позитивного опыта, лектории, диспуты, Дни открытых дверей, посещение семьи, тематические конференции по обмену опытом, лекции.
В современной российской школе работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер
взаимодействия школы с родителями, который предполагает понимание сторонами содержания взаимной деятельности и согласование потенциала семейного и школьного воспитания, а также сформулировать разделение обязанностей и осознать пределы возможностей и ответственности субъектов взаимодействия.
Конструктивное взаимодействие позволяет результативно решать проблемы выбора образовательной программы для ребёнка,
предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.
Цель работы с родителями учащихся – это создание условий для привлечения родителей учащихся к сотрудничеству.
Задачи:
повышение психолого-педагогической культуры родителей учащихся через специально организованное обучение;
расширение представлений родителей о формах и методах их влияния на детей;
стимулирование и мотивация родителей к сотрудничеству со школой;
организация работы по сплочению детского и родительского коллективов через совместную деятельность;
гармонизация детско-родительских отношений;
раскрытие творческих способностей родителей учащихся;
поэтапное привлечение неактивных родителей к сотрудничеству через индивидуальные и групповые формы работы.
Этапы работы:
1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.
2 этап – Проектирование конкретных программ совместной работы.
3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.
4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.
В материалах новых стандартов начального и общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО, впервые в нормативных
документах встречаются такие понятия, как «Ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «Ответственность перед семьей». Обозначенные проблемы и явления с очевидностью ставят перед образованием необходимость конструктивной организации взаимодействия с семьями обучающихся и содействия построению системы родительского просвещения, как условия повышения их компетенций сообразно миссии современного образования и воспитания.
Основные подходы к организации работы с родителями
в условиях реализации обновлённых ФГОС.
В основе Стандартов положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, в том числе в семье;
- проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в
различныхструктурах обучения и воспитания;
- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе, семейных традиций).
Стандарты ориентированы на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которого играют родители. Речь идет о формировании личностных смыслов деятельности учащихся, ценностно-смысловых установках, готовности к личностному саморазвитию и самоопределению.
Идеальный образ выпускника – это образ человека:
любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
умеющего учиться, осознающего важность самообразования и самовоспитания для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
уважающего своих родителей и других людей;
осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Семья как социальный институт остается посредником между
ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально- культурном пространстве.
В нашем обществе признаётся, что общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты отводят ведущую роль развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.
Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональной сфере.
Значимость взаимодействия семьи и школы, предопределяется
следующими факторами:
ростом запросов родителей к качеству образования детей;
развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых;
необходимостью педагогического просвещения членов семьи в связи с их недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;
необходимостью социальной и педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
необходимостью создания оптимальных условий для духовнонравственного развития и воспитания детей в семье.
Проблемы во взаимоотношениях семьи и школы.
Факты свидетельствуют, что дети добиваются хорошей успеваемости, социального успеха, стабильного эмоционального здоровья, если их родители принимают активное участие в учёбе и школьной жизни своих детей. Когда же родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества школьников пропадает желание учиться. Часто родители
оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители не видят, чем бы они могли помочь.
Практика деятельности большинства педагогов свидетельствует, что педагоги, взаимодействуя с семьёй учащегося, пытаются в первую очередь решать проблемы успеваемости и поведения ребенка, а не согласовывать позиции учителя, родителей и учащихся в образовательной деятельности. Отсюда вытекают противоречия и проблемы в сотрудничестве школы и семьи, связанные с различным пониманием особенностей образовательной деятельности родителями и педагогами, разными подходами и стилями воспитания в семье и школе.
Педагоги при организации взаимодействия ставят перед собой,
зачастую, следующие цели:
- обеспечение процесса обучения,
-коррекция поведения ребенка, решение проблемных и конфликтных ситуаций в школе;
- вовлечение родителей в совместные дела со школой,
- организация здоровой образовательной среды и сохранение здоровья ребенка,
- выработка единых требований к обучению и воспитанию,
Согласование позиций в воспитании, взаимопонимание.
Фактически, приоритет при таком подходе отдаётся целям, связанным с обучением, решением конфликтных ситуаций, общими требованиями и позициями в воспитании. Но вместе с тем существует понимание важности согласования позиций в воспитании и обучении ребенка, что является основой в решении педагогических и социальных проблем учащихся и связано с поиском форм организации взаимодействия.
В педагогической практике утвердились такие традиционные формы взаимодействия педагогов и родителей, как родительское собрание, беседа, праздничные события, экскурсии, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации.
Вместе с тем, в региональной практике эти традиционные формы
дополняются современными активными формами взаимодействия с
родителями. В их числе:
- педагогическиеи творческие мастерские;
- родительские конференции;
- семейные клубы;
-тематические дискуссии;
- социальные проекты;
- участие в школьной службе медиации;
-презентация опыта семейного воспитания;
-совместные уроки (родители, в качестве ученика и партнёра своего
ребёнка, присутствуют на занятии);
- наставничество и др.
Большинство педагогов и родителей отмечают как проблему занятость родителей, нехватку времени на сотрудничество со школой, общение с ребенком, а педагоги - нехватку времени на подготовку родительских собраний, других встреч с родителями. К тому же, не все из родителей знают, каким образом могут включаться в совместную со школой деятельность.
Эта ситуация требует комплексного использования информационных источников, наполнения информации для родителей новым содержанием, включения в информационное пространство семьи и школы обсуждение вопросов, связанных с развитием системы образования России, а не только информирования о трудностях или достижениях ребенка и школьной жизни.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
базовые национальные ценности, определяющие ядро содержания общего образования, являются основой согласования путей семейного и школьного воспитания, развития внеурочной деятельности;
развитие взаимодействия семьи и школы в направлении формирования здорового образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, семейных ценностей, социально-педагогического партнерства является актуальным и востребованным;
формирование семейной культуры является не только требованием государства (ФГОС, но и определенным запросом педагогической и родительской общественности, также важность формирования культуры семьянина.
На основе анализа проблем взаимодействия семьи и школы в качестве рекомендаций можно предложить пути их решения.
Рекомендации по организации взаимодействия с родителями:
Необходимое условие - знание запросов семьи. При определении запросов семьи необходимо использовать научно-обоснованные диагностические технологии и методики.
Разрабатывать тематику родительских собраний и других форм
работы на основе запросов родителей и потребностей учащихся.
Использовать потенциал информационных технологий и возможности ОО (сайт, информационный стенд, интернет-технологии, устная информация и т. д.).
Активизировать социально-культурные и гражданские позиции
родителей как субъектов образовательного процесса, обеспечивать трансляцию и обмен положительным воспитательным опытом,
сложившимся в семьях обучающихся в образовательной организации.
Делегировать родителям полномочия в сфере общественного
управления (советы школ, управляющий совет, совет отцов и т. д.).
Важным моментом для обучающихся старших классов является подготовка к выпускным экзаменам.
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Вот почему перед учителем стоит огромной важности задача: помочь самим родителям оказать собственному ребёнку помощь нужную, разумную, которая на самом деле будет стимулировать выпускника к успешной подготовке, а в дальнейшем и к сдаче экзаменов, как по окончании школы, так и при сдаче вступительных экзаменов. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной лишь в том случае, если они станут союзниками.
Форм организации работы с родителями много. Только следует выбирать те, которые учитывают интересы в первую очередь самих выпускников.
Одно из направлений совместной работы родителей и педагогического коллектива - информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов, новых формах аттестации обучающихся, критериях оценивания и т. д. Расширение осведомленности родителей о сущности и процедуре государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями, позволяют снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период. Достижению этих целей могут способствовать родительские собрания, которые обладают не только организационным, но и высоким педагогическим потенциалом и могут способствовать значительному повышению эффективности подготовки выпускников.
Необходимо, чтобы данное собрание, с одной стороны, позволило родителям получить информацию о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, а с другой – осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе. Поэтому при проведении собраний рекомендуется привлекать различных специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей - предметников и т. д.
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.