Папки-передвижки

Консультация для родителей детей старшей группы «Этот трудный звук [Р]»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация для родителей детей старшей группы «Этот трудный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений.

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т. е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Публикация «Консультация для родителей детей старшей группы „Этот трудный звук [Р]“» размещена в разделах

Необходимо разграничивать термины: «звуки» и «буквы» нашей речи

Звук - это наименьшая звуковая единица слога. Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Буква — это то, что мы видим и пишем.

1. Артикуляция звука Р

При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;

язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;

речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал

2. Дефекты произношения звука Р

Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.

Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грассирующее»).

Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р].

Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хорошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.

Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

Боковое [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

Причины проблемы:

Патологический прикус

Дефекты речевого дыхания

Укороченность подъязычной связки («уздечки»)

Слабость артикуляторной мускулатуры

Искаженное восприятие звуков

Поведенческие расстройства (гиперактивность, дефицит внимания).

3. Артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звука Р

1. «Цоканье», «Щелканье» «Лошадка» - прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности:

Язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью.

Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.

2. «Грибок» - Приклеить язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.

Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.

3. «Болтушка» «Индюк» - широким языком быстро облизывать верхнюю губу с голосом

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

4. «Маляр» - гладить широким языком небо (от зубов к горлу и обратно).

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

5. «Гармошка» - при выполнении упражнения «Грибок» поднимать и опускать нижнюю челюсть (прикрывать и открывать рот)

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3–5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

6. «Дятел» - сильным напряженным языком стучать в небо, в альвеолы за верхними зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д…»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д] : д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

4. Постановка звука Р

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Основным способом постановки звука Р является упражнение «Мотор».

В момент выполнения упражнения «Дятел» пальцем быстро гладить язык с нижней стороны. При этом струя воздуха должна быть сильной.

Вариативно использовать для постановки звука Р и от звуков Ж, З С использованием палочки, логопедического зонда или пальца.

Ребенок быстро говорит звуки на «бугорках» : д-д-д-д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

5. Закрепление произношения звука Р

Закрепление звука Р происходит по принципу от простого к сложному. Сначала закрепляется произношение звука Р в слогах, затем в словах, во фразах, в предложениях и в связном высказывании: в рассказе или в стихотворение.

Закрепление звука проходит с учетом степени сложности сочетаемости с другими звуками. Сначала с гласными звуками, затем с согласными. РА АРА АР

Сама легкая позиция прямые слоги и начало слова.

Ра – рак, радио, радуга …

Ро- рот, роза, ровный …

Ру- ручка, руки, русый …

Ры- рыба, рысь, рыжик…

2. Затем между гласными: АРА УРА ОРО ИРЫ

-ра-, дорога, гора, дыра…

-ро – сорока. корова. народ…

-ру- парус, игрушка, Маруся…

-ры – шары, комары, топоры…

Подходят для закрепления звука Р и чистоговорки.

Ра-ра-ра- вот высокая гора

Ры-ры-ры- иы катаемся с горы….

Труднее закрепить обратный слог и конец слова:

АР - шар, комар, дар.

ОР - сор, вор, топор….

ИР - мир, пир, зефир…

ЫР - сыр.

Чистоговорки:

Ар-ар-ар- синий шар

Ор-ор-ор- высокий забор….

Закреплением звука Р при стечении согласных звуков : (самая трудная ситуация)

*Сочетание звуков в слогах ТРА ДРО может быть самым легким для произношения. Иногда закрепление звука Р начинают с этого слога.

ТРА ТРО ТРУ ТРЫ - трава, тропка, трубач, тетрадь, метро, петрушка

АТР ОТР УТР ИТР ЭТР ЫТР - метр, министр, педиатр

ДРА ДРО ДРУ ДРЫ - дрова, драка, друг, подруга, кедры, ведро

ПРА ПРО ПРУ ПРЫ - правда прыгать, провод,

БРА БРО БРУ БРЫ - брать, брат, брови…., зебра, кобра….

ВРА ВРО ВРУ ВРЫ - врать, врач. враг, …., ковры

ФРА ФРО ФРУ ФРЫ - фрак, фрукт…

КРА КРО КРУ КРЫ - кран, краски, крыша…

ГРА ГРО ГРУ ГРЫ - графин, гроза. груша.

ХРА ХРО ХРУ ХРЫ – храм. храп, хром…

Чистоговорки:

Тра-тра-тра- в детский сад идем с утра

Тро-тро-тро – в садик едем на метро….

Для того, чтобы Звук Р появился в самостоятельной речи ребенка, нужно приложить много времени и немало усилий. Необходимо набраться терпения, ведь звук Р трудный, но благодаря ежедневным упражнениям и занятиям, у вас все получится!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Этот День Победы… Как сохранить традиции» Консультация для родителей. 9 Мая 1945 года все дальше уходит от нас, все меньше остается ветеранов и очевидцев тех страшных событий. Как.

Фонетическая логосказка для детей старшей группы. «Обезьянка Бамби. Звук [Б]» Цель: закрепление артикуляции звука [Б]; произношение звука изолированно, в словах и фразах; развитие навыков звуко-слогового анализа, чтения.

Конспект НОД для детей старшей группы с ТНР на тему «Звук [Ш]» Цель: Закрепление и правильное произнесение звука Ш в словах и предложениях, анализ двухсложных слов с закрытым слогом. (шапка). Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группы Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие". Цель:Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группы Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. (о космосе, Вселенной, мечтали.

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне»Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне» История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня - начало Великой Отечественной войны и 9 мая.

Проект «Трудный звук»Проект «Трудный звук» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость) Проект «Трудный звук»[/b] Вид проекта:.

Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.

Трудный ребёнок. Консультация для родителейТрудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» - это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей старшей группы «Этот трудный звук [Р]»
Опубликовано: 17 марта 2022 в 09:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей детей старшей группы «Этот трудный звук [Р]»» (включая файлы) размещена пользователем Яшина Екатерина Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД