Марина Кардонская
Консультация «Значение общения дошкольников со взрослыми» для родителей детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы общения детей со взрослыми.
Формирование внеситуативно-позновательного общения имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Она уже не привязана так неотрывно к практическому познанию действительности, как это было раньше. Мысль ребенка устремляется вглубь вещей, а фантазия уносит его в прошлое и будущее. Взрослый должен обеспечить ребенку, у которого развита внеситуативно-познавательная форма общения, — это уважительное отношение к его духовным запросам. Самое неблагоприятное влияние — пренебрежительное отношение старшего к стремлению ребенка к знанию, к неведомому.
Публикация «Консультация „Значение общения дошкольников со взрослыми“ для родителей детей старшего возраста» размещена в разделах
Внеситуативно-личностная форма общения. В конце дошкольного детства, пять семь лет, у детей появляется четвертая и высшая форма общения со взрослым. Она связана с овладением ими системы и отношений людей старшие дошкольники по сравнению с детьми всех предшествующих возрастов — самые разумные и самостоятельные. Но, по существу, и они тоже делают только свои первые шаги в сложном мире людей. Им впервые открывается жизнь с этой ее особой стороны, перед ними встают новые задачи — освоить правила поведения в мире людей, постичь законы и взаимосвязи в этой сфере деятельности, ясно осознать свои основные права и обязанности в кругу близких и далеких людей, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольников — воплощение
образца того как надо себя вести; теперь он для ребенка эталон в сложной сфере его психической жизни — в области нравственности, построения отношений с окружающими. Прислушайтесь, как ребенок разговаривает с куклами, кормит мишку, и вы услышите ваши интонации, окрики или ласку, все, что он перенял от окружающих взрослых в их отношении к другим людям.
В решении новых проблем опора на образец поведения взрослого и на его оценку становится основой усвоения деться норм морали, понимания своего долга и ответственности перед окружающими. Общение со взрослым на эти темы приобретает для них первостепенную важность.
Беседы носят теоретический внесутиативный характер: вопросы, обсуждения, споры. Вплетены они в познавательную деятельность, но сосредоточены на социальном окружении ребенка, на «мире людей», а не на сфере предметов, как это было при внеситуативно-познавательном общении.
Притягательность бесед на личностные темы для детей огромны. Они любят слушать рассказы о себе, своем детстве, о взрослых и их детстве, обо всем, что касается людей.
Беседы на личностные темы для ребенка — основной источник сведений о нормах нравственности и оценках реальных поступков его собственных и других людей точка.
Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Поэтому оно обычно и появляется к концу дошкольного возраста. Те из детей, кто поднимается до наивысшей формы общения, характеризуются, прежде всего, стремлением взаимопонимания и сопереживанию со взрослыми. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. Потребность во взаимопонимании и сопереживании предполагает внутреннюю готовность ребенка разобраться в том, что думает и чувствует другой человек.
Одно из проявлений дошкольников к установлению общности взглядов и оценок со взрослым — их жалобы. В них, как правило, скрыто либо желание проверить правильность своего понимания поведения и норм взаимоотношений с другими людьми, либо необходимость узнать их.
Дошкольники с внеситуативно-личностным общением по-прежнему дорожат признанием окружающих, радуются их похвале. Но они гораздо более трезво оценивают недостаточность своего умения разбираться в сложных проблемах жизни. Именно разумный взгляд на ограниченность своего опыта и знаний заставляет их настойчиво выяснять: а как считают старшие.
О сформированности внеситуативно-линостного общения говорят такие признаки в поведении: ребенок активно ищет бесед на личностные темы; он с интересом поддерживает такие беседы начатые взрослыми; его споры нацелены на уточнение, проверку, выяснение того, правильно ли он понимает, как следует поступить; несогласие взрослого его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а влечет ее усовершенствование.
И так, взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, что бы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения.