Осипова Нина
Консультация для родителей детей старшего возраста «Чтение художественной литературы — фактор развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы – фактор развития связной речи.
«Книга – лучший друг человека» - не раз мы слышали такие слова. А что такое «книга» для дошкольника? Можно сказать, что это масса иллюстраций, которые сопровождают текст. Цель использования иллюстраций – это привлечь внимание маленького ребенка к книге. Но главное в книге, конечно текст.
Публикация «Консультация для родителей детей старшего возраста „Чтение художественной литературы — фактор развития связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Информация, которую содержит книга, расширяет словарный запас маленьких детей. Они осваивают правильное построение предложения, пересказывая прослушанный текст. А иллюстрации помогают запомнить содержание прочитанного и дети, после нескольких повторных чтений, могут легко пересказывать текст, пользуясь данными иллюстрациями, как опорой.
Взрослый открывает книгу и читает. Ребёнок слушает. Но слышит ли он прочитанное? «Слушать» и «слышать» - это разные действия. Если ребенок обучен восприятию художественного произведения, он не просто слушает и смотрит – он слышит и видит. Другими словами, он вдумывается в смысл читаемого произведения и сопереживает, представляя читаемое в красках, звуках. Чем чаще ребёнок слушает выразительное чтение, тем глубже, тоньше, совершеннее становится его восприятие.
После чтения необходимо побеседовать по содержанию текста. Спросить: «Как называлась книга? Кто её написал? Что из прочитанного запомнилось? Кто главный герой? Какой он злой или добрый? Можно ли поступать так, как поступает главный герой? Понравилась ли тебе книга?» Можно ещё раз прочитать понравившиеся эпизоды книги.
Чтение художественной литературы способствует развитию активной речи детей. У детей воспитывается интерес к художественной литературе. Они учатся полно отвечать на вопросы взрослых по тексту, фантазировать, додумывать окончание или продолжение сказок, рассказов.
Дети передают свое отношение к содержанию, к поступкам героев.
У детей развивается инициатива и самостоятельность в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихам, рассказам. Дети пересказывают их друг другу, выражают свое отношение к ним.
Произведения, рекомендуемые для чтения детям 5-6 лет:
Сказки:
«Заяц-хвастун»;
«Лиса и кувшин»;
«Царевна-лягушка»;
«Сивка-бурка»;
«Хаврошечка»;
«Лиса и рак»;
«Лисичка-сестричка и серый волк»;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
«Айога» (нанайская н. с.);
«Кукушка» (ненец. н. с.);
Поэзия:
И. Бунин «Первый снег»;
С. Есенин «Береза»;
А. Пушкин «Уж небо осень дышало»;
А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»;
Ф. Тютчев «Зима не даром злится»;
А. Барто «Веревочка»; «На заставе»;
С. Маршак «Почта», «Пограничники»;
В. Маяковскй «Что такое хорошо и что такое плохо»;
С. Михалков «А что у вас?»;
К. Чуковский «Телефон»; «Айболит» и др.
Проза:
Л. Толстой «Лев и собачка»; «Косточка»; «Прыжок»;
Н. Носов «Живая шляпа»;
К. Паустовский «Кот-ворюга»;
В. Осеева «Почему?»;
Е. Чарушин «Что за зверь?»; «Про зайчат»;
В. Бианки «Лис и мышонок»; «Первая охота»;
К. Ушинский «Ласточка» и др.
Литературные сказки:
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
Т. Александрова «Домовенок Кузька»;
П. Бажов «Серебряное копытце»;
А. Волков Волшебник изумрудного города»;
В. Катаев «Цветик семицветик»;
Р. Киплинг «Слоненок»;
А. Линдгрен «Карлсон, которй живет на крыше, опять прилетел»
(главы, в сокращ.)
Для заучивания наизусть
Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Г. Виеру «Мамин день»;
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»;
А. Плещеев «Осень наступила…»;
И. Суриков «Вот моя деревня» и др.