Анна Пермякова
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Причины детской лжи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №57 «Страна детства» г. Химки
Педагог-психолог Пермякова А. В.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
«Причины детской лжи».
До определенного времени дети не лгут вообще. Однако не потому, что у них есть врожденное чувство правды. Это связано с тем, что ребенок слишком мало знает и слишком плохо выражает свои мысли, чтобы врать. Ложь требует больших умственных усилий, чем правда.
Публикация «Консультация для родителей детей дошкольного возраста „Причины детской лжи“» размещена в разделах
Между двумя и тремя годам происходит стремительное развитие мозга ребенка, его познание переходит на иную ступень, и в какой-то момент его осеняет, что мама не может знать то, что произошло в ее отсутствие. Вот тогда и создаются все условия для соблазна обмануть. В результате – будет ребенок лгать или не будет этого делать – полностью определяется тем, какие последствия его ожидают после того, как он скажет правду, и какие – после сообщения лжи. Если обман будет приносить выгоду, освобождая от наказания или принося поощрение взрослых, то он будет усиливаться и становиться все более искусным.
На развитие способности лгать накладывается еще одна проблема – степень освоение языка. Чтобы качественно соврать, нужно легко подбирать слова и иметь хорошую память. У дошкольников своеобразная память : они легко запоминают и легко забывают информацию.
Поскольку ребенок маленький, его не стоит пугать и наказывать. Сначала следует просто рассказать о том, что есть правда и ложь.
Правда – это события, а ложь – это когда мы скрываем, изменяем или искажаем правду.
Нужно объяснить, что когда человек говорит не то, что произошло, а скрывает это или изменяет хоть что-то в реальности, то он лжет.
Очень важно спросить у ребенка, почему он солгал в первый раз. Скорее всего, под обманом скрывается либо страх наказания, либо желание похвалы, внимания или поддержки. Поскольку задачей
взрослого является обучение ребенка поведению в разных ситуациях, а не осуждение ребенка, то стоит проговорить, как нужно было вести себя в той или иной ситуации. Нужно проиграть вместе с ребенком эти ситуации, причем роль ребенка может взять взрослый, а роль родителя – ребенок.
В какой-то момент общения с дошкольником после первого случая лжи (до этого момента беседовать на эту тему не стоит вообще, поскольку у ребенка пока нет опыта, позволяющего адекватно воспринимать слова взрослого) можно поговорить с ним на тему, что есть жизнь в семье. Семья существует для того, чтобы ребенка обучить многому, а потом отпустить в большой мир умелым и способным справиться с трудностями. В большом мире есть наказание за ложь. Оно состоит в том, что люди перестают доверять такому человеку. Это очень неприятно. Все люди совершают ошибки.
Важно не бояться совершить ошибки, а уметь на них учиться, чтобы больше не повторять. Если мама или папа не будут знать правды, они не смогут помочь и научить преодолевать трудности
Дети познают, совершая ошибки. Если за ошибками следует наказание, то у ребенка будет лишь две возможности: не делать ошибок или делать ошибки и лгать. Не делать ошибки означает отказаться от познания мира и полностью положиться в его освоении на взрослых. Такие дети обычно исполнительны, они сидят в углу, дожидаясь указаний родителей или воспитателей, но от них нельзя ждать творческих действий
Вторая возможность связана с наращиванием умения лгать. Чем страшнее наказание, тем сложнее и умнее будет ложь. Сначала это будет грубая и простая выдумка, которая станет эффективно совершенствоваться по мере роста интеллектуальных возможностей ребенка.
Часто дети лгут, потому что таким образом они привлекают внимание родителей.
Дошкольник лжет, потому что не умеет прогнозировать. Все следы его действий легко обнаруживаются, а его рассказ о событиях либо противоречив, либо в голосе появляются особые искусственные интонации, легко узнаваемые взрослым. Девочки лгут искуснее, чем мальчики, поскольку социальные навыки они приобретают быстрее
Наказания при первых опытах лжи не должны быть слишком тяжелыми. Например, если ребенок взял вещь из детского сада или в гостях, не обязательно заставлять его самого возвращать украденную вещь. Но объяснить, что данный поступок называется воровством и осуждается обществом, необходимо.
Более того, конечно стоит быть внимательными к появлению у ребенка необычных вещей. Малышам еще сложно контролировать собственные желания. Но при наличии теплых отношений со взрослыми и обсуждения того, что вещи имеют своего хозяина, у которого всегда надо спрашивать о возможности ими пользоваться, они могут понимать суть явлений.
Иногда, особенно при первых случаях воровства, детям бывает слишком стыдно. Нужно обсудить с ребенком проблему, научить его спрашивать о разрешении брать чужие вещи и ждать очереди поиграть или времени, когда родители смогут купить эту вещь. Ожидание – наиболее типичное чувство, которое вынуждены испытывать взрослые в ежедневной жизни. Можно использовать любую возможность для того, чтобы научить ребенка ждать. Не обязательно требовать, чтобы ребенок возвращал игрушку. Можно это сделать взрослым и объяснить пострадавшим, что ребенок полностью раскаялся. Однако при повторении такого типа поведения необходимо заставить дошкольника, чтобы он сам объяснил произошедшее.