Папки-передвижки

Причины и последствия детской агрессивности

Елена Прокопенкова
Причины и последствия детской агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы

Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т. д.

Возраст проявления агрессии явно помолодел, т. к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

Публикация «Причины и последствия детской агрессивности» размещена в разделах

Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивные действия выступают в качестве:

• Средства достижения какой-либо значимой цели;

• Способа психологической разрядки;

• Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные проявления подразделяются на:

1. Физическую агрессию (использование физической силы против другого человека или объекта);

2. Вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).

Агрессивные реакции могут быть :

• Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);

• Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т. п.).

• Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);

• Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).

• Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников, по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка :

Наследственно-характерологические факторы:

1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;

2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;

3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

• Органические факторы

1. травмы головного мозга,

2. особенности нервной системы,

3. ММД и т. п.

Социально-бытовые:

1. неблагоприятные условия воспитания;

2. неадекватно-жестокий родительский контроль;

3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;

4. конфликт между супругами.

Ситуационные:

1. реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;

2. чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;

3. введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);

4. новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;

5. нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.

Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.

• Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка ( ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения)

• Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:

Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности

• Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент.

• Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.

Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.

• Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.

• Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.

• Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.

• Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.

• Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.

• Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).

• Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.

• Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.

Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.

• Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?.».

• Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.

Использованы в работе с детьми: анкета и тест.

Анкета «Незаконченные предложения» :

1. Чаще всего я радуюсь, когда …

2. Чаще всего я смеюсь, когда …

3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …

4. Чаще всего я плачу, когда …

5. Чаще всего я злюсь, когда …

6. Чаще всего я обижаюсь, когда …

7. Мне плохо, когда меня …

Тест «Какой Я?» :

Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.

• Я – добрый

• Я – злой

• Я – нетерпеливый

• Я – упрямый

• Я – безразличный

• Я – хороший друг

• Я – умный

• Я – помощник

• Я – обидчивый

• Я – терпеливый

Публикации по теме:

«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников» Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения.

Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг»Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг» Добрый день уважаемые педагоги!Сегодня я хочу вам предоставить обобщение опытом по технике квиллинг в дошкольном возрасте. «Истоки способностей.

Консультация «Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр» Консультация «Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр» Давыдова С. И., воспитатель МБДОУ ДС №62 города.

Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго.

Организация работы по преодолению агрессивности у детей дошкольного возраста Успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений.

Причины болезни во время адаптации 1. Дети, не посещающие общественное место: дошкольное учреждение мало сталкиваются с вирусами. 2. Адаптация,как правило проходит с болезнями.

Причины трудностей и капризов при одевании Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его.

Родительское собрание «Последствия пивного алкоголизма» Родительское собрание «Последствия пивного алкоголизма» Цели и задачи собрания: 1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения.

Три причины пройти аттестацию Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач Ежегодно тысячи педагогов проходят.

Занятие «Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних» Целевая аудитория: от 7 до 13 лет. Форма и методы работы: коррекционное занятие. Цели: Обучающая: Формирование представления о тревожности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Причины и последствия детской агрессивности
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 06:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины и последствия детской агрессивности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прокопенкова (УИ 911235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД