Елена Прокопенкова
Причины и последствия детской агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы
Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т. д.
Возраст проявления агрессии явно помолодел, т. к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Публикация «Причины и последствия детской агрессивности» размещена в разделах
Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:
• Средства достижения какой-либо значимой цели;
• Способа психологической разрядки;
• Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные проявления подразделяются на:
1. Физическую агрессию (использование физической силы против другого человека или объекта);
2. Вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3. Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть :
• Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
• Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т. п.).
• Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
• Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
• Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников, по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка :
• Наследственно-характерологические факторы:
1. наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
2. психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
3. наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
• Органические факторы
1. травмы головного мозга,
2. особенности нервной системы,
3. ММД и т. п.
• Социально-бытовые:
1. неблагоприятные условия воспитания;
2. неадекватно-жестокий родительский контроль;
3. враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
4. конфликт между супругами.
• Ситуационные:
1. реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
2. чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
3. введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
4. новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
5. нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.
Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
• Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка ( ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения)
• Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:
• Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности
• Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент.
• Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.
• Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.
• Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.
• Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.
• Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.
• Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
• Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.
• Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
• Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
• Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.
• Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.
• Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?.».
• Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых.
Использованы в работе с детьми: анкета и тест.
Анкета «Незаконченные предложения» :
1. Чаще всего я радуюсь, когда …
2. Чаще всего я смеюсь, когда …
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
4. Чаще всего я плачу, когда …
5. Чаще всего я злюсь, когда …
6. Чаще всего я обижаюсь, когда …
7. Мне плохо, когда меня …
Тест «Какой Я?» :
Инструкция: перед Вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишете те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.
• Я – добрый
• Я – злой
• Я – нетерпеливый
• Я – упрямый
• Я – безразличный
• Я – хороший друг
• Я – умный
• Я – помощник
• Я – обидчивый
• Я – терпеливый