Денисова Елена
Консультация для родителей «Дефицит общения — проблема развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин:
• Нарушения в строении артикуляционного аппарата, т. е. отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Публикация «Консультация для родителей „Дефицит общения — проблема развития речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Снижение слуха. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша, оберегать его слух от постоянных сильных звуковыхвоздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
• Хронические заболевания. Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронические заболевания носа и горла.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво будет говорить, выражать свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т. д.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. Выполняя эти задания, дети могут допускать речевые ошибки, не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п., взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
Разговаривайте с ребенком! Играйте!
Увлекайте! Учите говорить правильно!