ирина катарушкина
Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки»
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Публикация «Консультация для родителей „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
Дорогие, мамы и папы! Я приглашаю Вас к разговору о сказочном слове, о сказке. Попробуйте на минуту вспомнить и представить счастливые минуты своего детства, когда кто-то из взрослых читал вам любимую сказку. Как откликнулась на эти воспоминания ваша душа? Какие чувства возникли у вас? Может быть, появилось удивительное ощущение радости, надежды на чудо, веры в торжество добра?
Что же такое сказка? Одни назовут сказку мечтой о прекрасном. Она дает людям силы жить и творить,преображаться самим и преображать мир вокруг. Другие определят сказку, как одно из первых литературных произведений, которое слышит ребенок в раннем детстве и с его помощью познает мир. Третьи видят в сказке возможность развития души ребенка. Поэтому-то сказка и будит фантазию, развивает во-
ображение, сближает взрослых и детей. И, наверное, многие согласятся с тем, что сказка- это серьезно!
Великий русский поэт А. С. Пушкин, обладавший феноменальными знаниями, будучи выпускником Царскосельского Лицея- лучшего учебного заведения России, - писал: «Что запрелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Именно поэтому всю жизнь с любовью вспоминал А. С. Пушкин сказки своей бабушки
Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. Гениального выразителя русской души – А. С. Пушкина-давно уже нет на земле. Но вот что удивительно! Он продолжает говорить со своим народом через время. Настоящие поэты все знают, все чувствуют, все предвидят и обо всем могут сказать в своих стихотворениях. Недаром их называют – владеющие даром Слова. Каждая сказка А. С. Пушкина побуждает нас следовать лучшим качествам его героев. Читая сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», поговорите с ребенком о замечательных качествах царевны.
Дом царевна обошла, И царевна к ним сошла, Все порядком убрала, Честь хозяям отдала,
Засветила Богу свечку, В пояс низко поклонилась:
Затопила жарко печку. Закрасневшись, извинилась,
___ Что-де в гости к ним зашла, А хозяюшкой она Хоть звана и не была.
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит…
А так же обратите внимание ребенка на красоту, мелодичность и легкость запоминания пушкинских стихов
Рано утром гость желанный, Королевич Елисей,
День и ночь так долго жданный, Помолясь усердно Богу,
Издалеча наконец Отправляется в дорогу
Воротился царь- отец. За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Но царевна молодая, Дверь тихонько отворилась,
Тихомолком расцветая, И царевна очутилась
Между тем росла, росла, В светлой горнице; кругом
Поднялась – и расцвела. Лавки, крытые ковром,
Белолица, черноброва, Под святыми стол дубовый,
Нраву кроткого такого. Печь с лежанкой израсцовой,
И жених сыскался ей, Видит девица, что тут
Королевич Елисей. Люди добрые живут.
Подведите ребенка к пониманию того, что сказки А. С. Пушкина – это всегда торжество добра и справедливости.
Уважаемые родители, с раннего детства читайте со своим ребенком русские народныесказки. Они воспитывают у детей веру в неизбежность победы добра над злом. Вот пример таких сказок : «Царевна-лягушка», Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».
Трудно прожить на свете без добрых и верных друзей, с ними горе- полгоря, а радость- вдвойне. Дружбу невозможно представить без взаимного доверия, честности, умения уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу… Часто дружеское общение зарождается в детстве, и счастливы те люди, которые могут сохранить возникшую в детские годы сердечную привязанность на всю жизнь. Со вре-
менем такая дружба только закаляется, становится прочнее. Идеал верной дружбы во всей своей полноте раскрывается в русских народных сказках. Прочтите ребенку сказки «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» и поразмышляйте, почему Иванушку и Сивку-бурку можно назвать добрыми друзьями, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю, что необходимо верным друзьям?
ВЕРНОСТЬ ЗАВИСТЬ СОГЛАСИЕ
ЧЕСТНОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ
Истоки наших представлений о верности родной земле восходят к Святой Руси, к героическим подвигам воинов-богатырей. О них благодарный народ сложил богатырскиесказы. Были они наполнены исторической правдой. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Они как солнце нужны во все времена. Сказы, прославляющие подвиги богатырей- защитников земли Русской- учат детей любить свое Отечество. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И внешность у них разная, и характеры несхожие, и происхождение отличается. Но все три богатыря сильны духом, смелы и добры, все в народе любимы. Рекомендую прочесть ребенку сказы-былины : «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей»,«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Бой с несметной ратью под Киевом». Обсудите вместе с ребенком:
- Чем бы он хотел быть похож на святого русского богатыря Илью Муромца?
- Кого защищал русский богатырь Добрыня Никитич (любимую матушку, Забаву
Путятичну, князя Владимира Красно Солнышко, русский народ, родную
землю?
- В чем проявилась храбрость Алеши Поповича при освобождении Киева от
несметной темной силы?
- Почему наш народ любит и помнит богатырей Илью Муромца, Добрыню
Никитича, Алешу Поповича?
Такие беседы закрепляют у ребенка представление о том, какое важное и славное дело- защита Родины.
Свою статью хочу закончить словами замечательного философа И. А. Ильина. Он говорил: «Сказка уводит к истокам национального духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, по-русски убеждая, по-русски умудряя. В сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы нашего национального характера, высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но
житейской мудрости…»