Светлана Гольянова
Творческий проект «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Что за прелесть эти сказки».
Гольянова Светлана Валерьевна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Копылова Елена Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Детям хочется спросить:
Как такое может быть?
Это просто развлеченье
Или сказка учит жить?
Кто болезни исцелит?
Кто злодея победит?
Как на зло добром ответить? –
Только сказка объяснит!
Публикация «Творческий проект „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне, кассете или DVD. Огромный информационный поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются,
у других этот непомерный груз тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8 – 9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для развития речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую ответственную задачу возложила на педагогов – дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Актуальность выбора темы исследования определена стремлением полнее использовать возможности возраста, благоприятного для овладения словесным творчеством. Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования, которое является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.
Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л. А. Венгер).
В основе словесного творчества лежит восприятие текстов художественной литературы, устного народного творчества, в том числе огромная роль принадлежит сказке.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).
Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.
В своей работе мы использовали как авторские (литературные, так и русские народные сказки, которые подразделяются на:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Читая, рассказывая, пересказывая сказки, невольно возник вопрос:
Это просто развлеченье
Или сказка учит жить?
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется существующим противоречием между - традиционным взглядом на сказку как на значительный фактор развития ребенка и ограниченностью её использования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, в частности для развития словесного творчества.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования сказок в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе речевого развития дошкольников в условиях ДОУ?
Цель нашего исследования: найти в сказке мудрость, которая учит людей.
Задачи исследования:
1. Познакомить детей с особенностями и структурой сказок
2. Учить понимать занимательность сюжетов сказок и особенности языка
3. Развивать словесное творчество на основе формирования художественного воображения ребёнка, его коммуникативных способностей и развитии всех сторон речи (лексической, фонетической, грамматической)
4. Формировать умение передавать художественный образ разными средствами: в сочинениях (сказках, рисунках, театрализованной деятельности
5. Привлекать родителей к формированию у детей книжной культуры через традиции семейного чтения
Участники
Дети, родители, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель
Тип проекта
• информационно-творческий
• групповой
Продолжительность
• учебный год
Виды детской деятельности
• игровая
• коммуникативная
• познавательная
• продуктивная
• музыкально-художественная
• художественное чтение
Предполагаемый результат
• Создание книги по мотивам русских народных и авторских сказок
• Оптимизация духовного взаимодействия родителей и детей в условиях семьи
• Презентация проекта в форме развлечения
Содержание работы с детьми
• Чтение сказок,
• пересказ прочитанных сказок,
• рассказывание сказок собственного сочинения,
• посещение библиотеки,
• иллюстрирование сказок собственного сочинения,
• выполнение творческих работ совместно с родителями, викторина «Что за прелесть эти сказки»,
• коллективная деятельность детей по созданию книги и её презентация
Содержание работы с родителями
• Анкетирование, консультация для родителей «Сочиняем сказку. Уроки творчества малыша»,
• чтение сказок с детьми дома,
• совместное творчество родителей и детей (сочинение сказок, изготовление главных героев к собственному сочинению, инсценировка сказок,
• участие в викторине «Что за прелесть эти сказки»
Содержание работы с педагогами
• Анкетирование
• обобщение результатов проектной деятельности в форме практических рекомендаций.
До начала проекта родители ответили на вопросы анкеты:
1. Зачем люди стали придумывать сказки?
2. Чему сказки учат людей?
3. Полезны ли сказки?
4. Что такое мудрость?
5. Что такое добро?
1 ГРУППА родителей считают: сказки рассказывают об очень полезных вещах для людей: о добре и зле, о правилах поведения, о дружбе.
2 ГРУППА: лучше учить детей добру на примере сказок.
3 ГРУППА: одинаково полезны как для взрослых так и для детей.
4 ГРУППА: никогда не задумывались над этой проблемой!
Кроме того, наши родители считают что:
Мудрость –
1. Это ум, знания, которые дают возможность самим принимать решения
2. Это опыт старых людей.
Добро –
1. Это то, что есть в каждом человеке, чтобы он был надежным другом.
2. Это мир.
3. Это взаимопонимание.
В ходе проекта (читая, рассказывая, пересказывая и сочиняя собственные сказки, посетив библиотеку, дети узнали, что МУДРОСТЬ – это истина, соединяющая в себе любовь и правду, а ДОБРО- всё, что честно и полезно и требует от нас заботы о ближнем.
Наши выводы:
В сказках содержится народная мудрость, выработанная человечеством за много веков; сказки рассказывают о добре, дружбе, верности, а порой и о коварном поведении. Добрые поступки героев сказок учат и детей и взрослых ответственности, справедливости, правилам безопасного поведения.
Результатом проектной деятельности явилось:
1. Презентация сказок собственного сочинения.
2. Оформление книги по сказкам.
3. Викторина по сказкам «Что за прелесть эти сказки».
4. Презентация проекта для педагогов ДОУ.
5. Участие Андрейчук Варвары во Всероссийском конкурсе рисунков по сказкам.