Ольга Тонеева
Консультация для родителей «Что такое дизартрия?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое дизартрия?»
Проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением
ребенка в речевую группу, некоторые родители сталкиваются с диагнозом
«дизартрия». Слово непонятное и, даже, пугающее. Давайте попробуем
разобраться, что же стоит за этим понятием.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное
недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с
Публикация «Консультация для родителей „Что такое дизартрия?“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа
нервов является следствием органического поражения нервной системы.
Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций,
медикаментозное же лечение назначается неврологом. Лечение дизартрии
возможно только при применении комплексного метода, в котором
сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
*Лекарственные средства.
*Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации
тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
*Общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления
организма.
*Лечение сопутствующих заболеваний.
Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку
органов артикуляции. Оно включает:
*массаж органов артикуляции;
*артикуляционную гимнастику;
*исправление произношения звуков речи;
*исправление речевого дыхания и голоса;
*работу над выразительностью речи.
Во всех видах лечения ребенка — дизартрика чрезвычайно
большая роль принадлежит родителям! Прежде всего
это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
В чем проявляется дизартрия?
Во-первых, это нарушение звукопроизношения. Ребенок с дизартрией
чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому
может быть добавлено искаженное произношение звука [р], или отсутствие
звуков [р] и [л]. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она
нечеткая, смазанная, как будто каша во рту. Для дизартрии характерен более
длительный период коррекции звукопроизношения. Очень часто дети с
дизартрией нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят твердую
пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т. к. им трудно жевать.
Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т. к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ.
Во-вторых, недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый
или, наоборот, резкий, нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности
выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается, темп речи
может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально
не окрашена.
В-третьих, у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая
моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать
ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют
правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу
нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками,
особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка,
работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян) – для них —
сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки,
медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать
равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной
ножке. У детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в
пространстве: путают право – лево, верх – низ.
В-четвертых, у детей с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны
речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова,
связная речь.
Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных
двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов, натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди
таких неблагоприятных факторов
можно отметить:
-токсикоз беременности;
-гипоксию плода;
- острые и хронические заболевания матери в период беременности;
- легкую асфиксию;
- родовые травмы;
- острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.
Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.
Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными
заболеваниями.
Нарушена мелкая моторика. Пальцевые пробы выполняются неполноценно,
наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются
в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими
проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.
Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется
неловкими, скованными, не дифференцированными движениями.
Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и
нижних конечностей. Часто при выраженной общей подвижности движения
ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении
сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной
работы различных мышечных групп, правильной пространственной
организации движений. Для таких детей характерны также затруднения при
выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться
соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять
характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они
неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные
двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала
поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. К примеру, ребенок со стертой формой
дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает
захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить,прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. Дети- дизартрики
испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить
его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные
действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.
Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают
умение регулировать силу и точность своих движений.
Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в
артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем
сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Коррекция
нарушений представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудни-
-чества родителей, заинтересованных в исправлении нарушений речи своего
ребенка, с врачом – неврологом, тщательном неврологическом обследовании
детей регулярном консультировании и комплексном лечении.
Безусловно, дизартрия – сложное нарушение, но при совместной работе
логопеда, врача-невролога и родителей все поправимо!
Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз
«дизартрия» :
-1 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит
массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для
поддержания работы нервной системы;
- четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в
детском саду материал, автоматизировать поставленные ребенку звуки;
-приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;
- развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин,
карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.