Ольга Малафеева
Консультация для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей будущих первоклассников
Раскрывая данную тему, целесообразно подчеркнуть: подготовка ребенка к школе начинается заблаговременно, с младшего дошкольного возраста; осуществляется она не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми сверстниками. Расширение детского опыта и объема знаний надо понимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и формирование у детей качественных мыслительных способностей. Умственное развитие ребенка идет в двух направлениях: за счет возрастной умственной активности и накапливания определенной суммы знаний, доступной ребенку.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „Скоро в школу“» размещена в разделах
Умственное воспитание, охватывает широкий круг взаимосвязанных между собой задач, от разрешения которых зависит готовность ребенка к учению в школе. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает в этой связи формирование у дошкольника правильных представлений о доступных явлениях окружающей жизни; развитие любознательности познавательных интересов; развитие мыслительных процессов, воображения, памяти, речи; усвоение им суммы доступных интеллектуальных умений и навыков; овладение способами познавательной деятельности, благодаря которым ребенок приобретает знания.
Умственное воспитание не может осуществляться в отрыве от формирования эмоционально-нравственной сферы ребенка. Все, что им пережито, прочувствовано, осмысливается и усваивается наиболее эффективно и надежно. Следует избегать «натаскивания», сухого разъяснения, которые даже при всей их доступности, могут не дойти до ребенка, заглушить в нем стремление к получению знаний. Важна эмоциональная подача знаний, опирающаяся на детский интерес, на его психологическую особенность – чувственное восприятие мира. В этом случае знания превращаются в отношения, побуждают все к новым и к новым открытиям.
Задачи умственного воспитания решаются успешно при условии правильной организации воспитания и обучения. Накапливания знаний без соответствующего руководства происходит у ребенка бессистемно. Его знания в этом случае поверхностны, ошибочны, а суждения алогичны. Если взрослые не помогают ему осмысливать суть тех явлений, которые привлекают внимание ребенка, то он часто делает неправильные умозаключения: «У птицы тоже четыре ноги, только две передние – это крылья»; «В деревне ночь темнее, чем в городе, потому что в деревне нет фонарей» и т. д.
Вместе с тем умственное развитие во многом зависит от влияния родителей, оказываемого на ребенка повседневно, от широты их интересов, насыщенности содержания жизни семьи в целом. Знание закономерностей и интеллектуальных возможностей дошкольника непременное условие правильной организации умственного развития ибо от этого зависит, смогут ли взрослые найти пути оптимального решения задач, связанных с подготовкой ребенка к обучению в школе.
Подготовка ребенка к школе – это длительная воспитательно-образовательная работа (охватывающая широкий круг вопросов, благодаря которой будущий первоклассник приобретает все необходимые качества для учения и жизни в обществе сверстников. Важны не только наличие у ребенка знания, умения и навыки, но и его психологическая готовность к учению – трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, умственная и физическая работоспособность, элементарные навыки самоорганизации учебной деятельности, умение строить отношения со сверстниками и т. п.
Ситуация 1.
- Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему Полкан босиком ходит даже зимой и не болеет, а я так тепло одета и у меня насморк? Почему осыпаются листья? Почему летом – дождь, а зимой- снег? Луна – это тоже солнце, только ночное?
Шестилетняя Лена так стремительно засыпает бабушку своими вопросами, что та не успевает отмахиваться от нее. Наконец, выведенная из терпения. Закипает:
- Уймись же, наконец! Сколько можно почемукать? Все будешь знать – скоро состаришься!
Когда Лена гуляет с папой, то многие «отчего» и «почему» получают исчерпывающий ответ.
- Почему река летом узенькая, а весной такая широкая, что берега залиты водой?
- А как ты думаешь. Почему? – озадачивает отец дочку.
С помощью папы Лена делает правильный вывод: весной снега тают, ручьями сбегают с полей, из лесов в реку, оттого она становится широкой.
По пути к реке - поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая, даже глазам больно на неё смотреть. Еще издали девочка замечает это чудесное превращение.
- Была зеленая, теперь желтая. Почему?
- Подойдем поближе – посмотрим, - предлагает отец.
Девочка как зачарованная, любуется солнечной полянкой.
В следующий раз, когда папа и дочка снова держат путь к реке, они уже не находят солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка теперь словно снегом припудрена.
- Ну и ну! – удивляется Леночка, - вот так чудеса! Нет золотой полянки… Почему она теперь белая?
- Сейчас подойдем поближе и рассмотрим, - говорит папа.
Девочка срывает несколько цветков, и вместе с папой рассматривает легкие, круглые и хрупкие словно мыльные пузыри, головки одуванчиков.
А через неделю «чудесная» поляна снова преподносит сюрприз…
- Куда же пропали одуванчики? – спрашивает девочка. Еще издали увидев зеленую поляну.
- Подумай хорошенько – куда они исчезли? Догадаться нетрудно, надо поразмыслить, - говорит папа. Девочка самостоятельно приходит к выводу: пушинки – это семена, они созрели и ветер разнес их в разные стороны.
- Давай понаблюдаем, а ты примечай, - предлагает отец.
Вопросы родителям.
О чем свидетельствуют детские вопросы, обращенные к взрослым? Как следует относится к детским вопросам? Всегда ли полезно дать ребенку готовый ответ? Оцените реакцию бабушки и отца на детские вопросы. Как вы отвечаете на вопросы ребенка? (Приведите примеры.)
Вывод.
Обращенные к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» - свидетельство углубляющего интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей интенсивно развиваются умственные способности – внимание, память, наблюдательность. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то. Что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. К 5-ти годам дети становятся «почемучками». Задача взрослых - помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным; предоставить возможность логически мыслить обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться. Напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь, почему? Как ты узнал? Маленький «почемучка» сам должен добраться до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.
Ситуация 2.
Шестилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
- Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Вопросы родителям.
Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей как можно больше прочитать ребенку книг?
Вывод.
Стремление сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправдана.
Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредотачиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.
Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Дошкольники глубже усваивают уже однажды прочитанные книги. ; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. В этом маленький слушатель проявляет высокую активность.