Татьяна Петровна Филимонова
Консультация для родителей «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
«СКОРО В ШКОЛУ»
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.
Публикация «Консультация для родителей „Скоро в школу“» размещена в разделах
Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (необученностью, что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в сои силы.
Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Воспитатель должен объяснить родителям : речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирования навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.
Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
• Стремление к общению со сверстниками;
• Желание учиться (умеет читать, писать, считать);
• Хорошее здоровье;
• Эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
• Грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
• Стремление к сотрудничеству со взрослыми;
• Развитая произвольность поведения;
• Любознательность и стремление к открытиям;
• Хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при помощи воспитателя его развивать.