Надежда Сидорова
Консультация для родителей будущих первоклассников «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
"На пороге школы"
Школа - новая ступенька в жизни каждого ребенка и всей семьи. И ребенок и родители приобретают новый статус. Ребенок становится Школьником, а вы – родителями Школьника.
Готовы ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значит – подготовить ребенка к новому этапу его жизни – к школе? Знаете ли вы, что такое Школьная готовность?
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „На пороге школы“» размещена в разделах
Большинство современных родителей рассматривают подготовку к школе как раннее изучение программы первого класса, как формирование узко предметных знаний и умений (уметь читать, писать, считать и т. п.).
Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения. Также важно наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения и целого ряда умений: фантазировать, воображать; работать по образцу; подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Необходимо развитие способности к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной игре.
В последнем нормативном документе - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) предлагается овладеть детям целевыми ориентирами дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования :
• ребенок умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
• ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, стараться разрешить конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуацию, в том числе игровую и учебную.
• творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать. мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
• ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
То есть, заявленные в ФГОС ДО позиции призваны трансформировать укрепившуюся тенденцию необоснованного, формального расширения знаний ребенка. В документе обращается внимание на необходимость обогащения общего кругозора ребенка, с учетом его возможностей, в плане сознательного усвоения тех или иных знаний, а также их актуальности для детей данного возраста. Предполагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.
Именно интегративные качества личности дошкольника (инициативность, самостоятельность, ответственность) являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Как правило, родители акцентируют свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, упуская из вида социально-личностную готовность, включающую в себя такие компоненты, как развитие самосознания («Я хочу быть учеником!», самооценки («Я могу быть учеником!», мотивационной сферы («Я буду учиться, чтобы стать умным, все знать,, коммуникативной компетентности (налаживания межличностных отношений и с учителем, и с ровесниками, внутренней позиции (устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру).
Социально-личностная готовность немыслима без таких личностных качеств, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе сверстников, проявляя при этом самостоятельность, ответственность и инициативу.
До 1 сентября остались считанные дни.
Поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это Учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Ласково и нежно провожайте утром ваше чадо в школу, даже если вы поссорились накануне. Завтрак должен быть вкусным. Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия. Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
А теперь о самом главном – на Первое сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье. Но праздник должен состояться. И решающее слово о том, каким ему быть, - у ребенка, виновника торжества. Один раз в году – праздник школы. Все остальное - будни, нотации. Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь, улыбайтесь! Ведь это же так здорово – первый раз в первый класс!