Наташа Приходько
Консультация для родителей «Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.
Публикация «Консультация для родителей „Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. А ведь успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.
Как утверждает Г. В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.»
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.
Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык-это орудие мышления и познания, а речь-способ формирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь-значит, повышается уровень развития мышления.
Не правильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.
Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении-агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.
Следовательно, одной из задач логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми.
Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.
Успех педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Логопед делает ставку на сотрудничество : «Мы вместе легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом.»
Только в таком случае возникает эмоционально-положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Главной задачей родителей является : создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
«Научи родителя,
и он поможет научить
ребенка!»
С этой целью провожу родительские собрания, на которых:
- знакомлю родителей с некоторыми способами работы с детьми по развитию речи;
- помогаю овладеть азами дошкольной педагогики;
- показываю значимость работы логопеда в воспитании умений и навыков ребенка.
Родительский всеобуч посвящен различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи, как их применяю в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома.
- развитие ручной умелости у детей 4-5 лет;
- учимся правильно дышать;
- технология массажа (самомассаж);
- кукольный театр
Консультации - показываю индивидуальные коррекционные приемы работы с ребенком, отмечаю его успехи, подсказываю на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
Оформляю стенды, папки - передвижки.
Домашние задания. Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду.
- методические рекомендации, данные в тетрадях, подсказывают родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогают организовать совместную деятельность.
- задания: по формированию звукопроизношения;
- на развитие мышления;
- на развитие фонематического восприятия;
- на развитие мелкой моторики;
- на развитие пространственного гнозиса.
Таким образом, осуществляя тесную взаимосвязь с родителями у ребенка происходит не только успешная коррекция речи, но и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.