Зинаида Пацекина
Консультация для родителей «Основополагающие принципы развития детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Принцип № 1 Малышей надо уважать.
Это кажется очевидным, но в жизни часто забывается, что это утверждение требует постоянного следования. Ребенок воспринимает мир своим телом, органами чувств, ему требуется время для восприятия, обобщения звуков, запахов, текстур окружающего мира. Взрослым следует понять ребенка прежде, чем управлять им.
Публикация «Консультация для родителей „Основополагающие принципы развития детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
Принцип № 2 Развитие интегрирование и цельно. Изменения в одной сфере часто ведут к изменениям в других сферах.
Хотя мы и делим поведение детей на разные сферы (социальное, физическое, когнитивное) с тем, чтобы лучше понимать его, первые годы развития поистине интегрированы и взаимосвязаны. Аналогией может служить исполнение симфонии. Музыка воспринимается как единое целое, несмотря на то, что она сложена из отдельных партии множества музыкальных инструментов. Точно так же и разные сферы развития ребенка связаны между собой и оказывают важное воздействие друг на друга. Например, когда малыш, имитируя жест взрослых, учится махать рукой на прощание, вовлечены и социальные, и когнитивные, и физические аспекты развития. Эти же сферы развития взаимодействуют при игре в прятки, когда взрослый учит то прятаться, то показывать свое лицо.
Принцип № 3 Изменения в развитии сложны и не всегда очевидны.
Мы часто ищем простого объяснения проявлениям, которые мы наблюдаем в детях. Однако научные исследования показывают, что нет только одного единственного фактора, объясняющего детское развитие. Важно не делать поспешных суждений о развитии детей и их семьях. Детей можно узнать и лучше понять со временем, внимательно наблюдая за ними, общаясь с ними.
Принцип № 4 Использование этапов развития полезно, но только как руководство к действию.
Вначале развитие маленьких детей довольно глобально и не дифференцировано, но в течение нескольких первых лет жизни их поведение становится все более детальным и специфичным. Умения ребенка выстраиваются в иерархию, однако, использование этапов развития слишком конкретно и может помешать нам увидеть различные вариации, которые существуют в развитии каждого ребенка.
Принцип № 5 Вариативность - отличительная черта развития.
Дети, а также их семьи, культуры, пользуются множеством способов, для того, чтобы достичь аналогичных результатов развития. Эта вариативность включает то, что универсально и то, что свойственно данному человеку, семье или группе. Например, все дети учатся говорить, В одной семье этому уделяют специальное внимание (разговаривают, читают, рассказывают, а в другой просто разговаривают между собой в присутствии ребенка.
Принцип № 6 Развитие - неровный процесс. В ходе освоения новых навыков поведение детей может ухудшиться или стать менее организованным, чем раньше.
Мы все убеждались в том, что во время роста, изменений или стресса мы иногда возвращаемся к упрощенному типу поведения. Временная регрессия может быть важной и необходимой частью для продвижения вперед. Функционирование на более низком уровне может помочь адаптироваться к большим изменениям. Поскольку маленькие дети меняются с самой большой скоростью, чем в любые другие годы жизни, такие моменты регрессии случаются гораздо чаще. Их нельзя рассматривать как преднамеренные.
У таких моментов нестабильности, скорее всего, биологические корни. В пер-вые три года жизни перемены в развитии происходят примерно в возрасте 2 месяцев, 7-9 месяцев, 13 месяцев или 24 месяцев. Независимо от причины в такие моменты развития дети могут проявлять вариации в поведении, что является результатом реорганизации. Иногда нарушаются умения, которые, казалось бы, прочно усвоены. Вслед за периодом реорганизации ребенок оказывается внезапно готов к решению новой задачи.
Принцип № 7 Развитие происходит в социальном контексте.
Никакое развитие не происходит в вакууме. Развитие может происходить только в конкретном контексте. Родители, воспитатели и дети постоянно общаются в контексте меняющихся жизненных ситуаций. Если в одном члене уравнения происходят изменения, связанные с развитием, то и в другом члене они, скорее всего, будут происходить. Например, опыт, получаемый маленьким ребенком в детском саду, окажет влияние не только на его развитие, но и на родителей ребенка, и, возможно, на других людей. Точно так же важные аспекты жизни родителей ребенка скажутся на ребенке, а значит и на других детях и взрослых в детском саду. Эти взаимодействия чрезвычайно важны, и их не-обходимо понимать для того, чтобы помочь развитию ребенка и его семье.
Принцип № 8 Познание происходит наилучшим образом тогда, когда ребенок чувствует себя компетентным.
Маленьким детям нужно знать, что то, что они делают, имеет значение, что их жест или слова порождают действие или реакцию. Именно поэтому им так интересны игрушки с сюрпризами - нажмешь - звучит; а также люди - «высшие шкатулки с сюрпризами» -если они не равнодушно и не злобно реагируют на действия ребенка.
Принцип № 9 Развитие происходит в результате каждодневного опыта.
Если мы признаем, что дети учатся посредством действий, то все, что с ними происходит каждый день, самостоятельно или вместе с нами, является частью про-цесса развития. Одним из достоинств каждодневного опыта является то, что он по-вторяется, а также то, что дети учатся посредством накопления своего опыта. Другая сильная сторона каждодневных действий в том, что они обычно связаны с человеком, который хорошо знает ребенка. Чем в большей степени ребенок является инициатором действий, чем более активно он вовлечен в процесс, тем больше он узнает и тем больше информации у него отложится.