Надежда Алещенко
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школе
Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет массу переживаний.
Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Часть ребят довольно быстро преодолевает их. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на длительное время.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами и нейропсихологами, педагогами, медицинскими работниками, и всегда волнует родителей. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился и любил читать, с удовольствием ходил в школу, не испытывал затруднений в общении со сверстниками и учителями?
Одной из наиболее важных причин болезненной адаптации детей к школе специалисты называютнедостаточно сформированный уровень школьной зрелости, позволяющий первокласснику учиться без ущерба для здоровья, нормального развития, и без чрезмерного напряжения.
Выделяют три основные направления психологической готовности ребенка к школе, изучая которые можно сделать вывод о школьной зрелости : психофизиологическое, интеллектуальное, личностное. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказывается на успешности в обучении.
Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть сформирован определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия.
Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если у него функционально созрели структуры головного мозга, он имеет достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития, обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения.
Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.
Диагностика готовности ребенка к школе
С помощью разнообразных тестов психолог оценивает наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе.
Обследование проводится в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Само собеседование воспринимается им как игра, что позволяет малышу расслабиться и снижает стресс.
Когда ребенок выполнит все задания, родители получают комментарии и советы психолога.
Что делать, если ребенок оказался не готов к школе? Оставшееся до школы время желательно посвятить коррекционной работе.
У дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью, есть необходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Эффективность коррекционных занятий тем выше, чем в более раннем возрасте они начаты.
Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Однако реалии жизни таковы, что довольно много «незрелых» детей садится за парты. Но в этом случае родители несут ответственность не только за успеваемость, но и за здоровье своего ребенка.
Эмоциональная сфера
Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к людям, поступкам и явлениям. Эмоциональный мир каждого из нас уникален, и порой предсказать, какая эмоция возникнет у ребенка в ответ на наш, взрослый, поступок, бывает невозможно. Необходимо научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Обратите внимание, как сын или дочь воспринимает проигрыш в любой игре: плачет, капризничает, злиться, обвиняет вас, оправдывается? Любую из этих реакций, скорее всего, привили ребенку именно в семье. Постарайтесь почаще говорить малышу о своих переживаниях в связи с семейными или профессиональными заботами, не стесняйтесь показаться ранимыми, расскажите и покажите, как вы сами справляетесь с трудностями, что вам в этом помогает. Ваше откровенное отношение послужит для ребенка хорошим примером того, как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией.
Упражнения:
1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в детский сад (если он его посещает) раньше или позже, чем обещали.
2. Спросите у ребенка, что, по его мнению, чувствовал его друг, когда ему подарили книжку.
3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у этого человека определенные эмоции.
4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент.
5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.)
6. Давайте возможность ребенку проживать возникающее у него чувство (если ему больно, не следует говорить: «Не плачь, хорошие мальчики так не делают»).
Волевая сфера
Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Непроизвольное поведение представляет собой импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижение цели.
Главная функция воли – сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути.
Волевые качества, необходимые школьнику, - целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. – являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течении 40 минут, не выкрикивать с места.
Упражнения.
1. Договоритесь с ребенком заранее о том, что, если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое, он должен немедленно замереть, что бы ни делал в этот момент.
2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык выполнять самостоятельно ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунка.
4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в течение 2-3 минут, предложите ему не разговаривать.
5. Игра «да» и «нет» не говорите – отличный способ развития волевых качеств ребенка.
Мотивационная сфера
Представим мотивационную сферу ребенка в виде дерева. Интересные книжки, общение с товарищами, отметки, система наград и наказаний – это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под землей» находится внутренняя мотивация, которая руководит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применяя эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа пять, почитать. Что победит «хочу» или «надо»? И это «надо» будет исходить от взрослого (родителя, учителя, и ребенок ему подчинится, или это станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика?
Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. По словам Е. П. Ильина у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система.
В пять-шесть лет не только присутствие, а даже воображаемый образ другого человека и его воображаемые слова или действия могут регулировать поведение ребенка. Происходит победа внешней мотивации над внутренней. Очень важно нам взрослым, не злоупотреблять своей властью, тем самым подавляя в ребенке его внутренние стимулы и, как следствие, его желания. Постоянное стимулирование чувства долга у маленького ученика может дать совершенно обратный эффект: вместо любви к знаниям, интересу к книгам мы получим не умеющего читать, избегающего умственной нагрузки будущего школьника.
На пороге школы у детей становятся значимыми мотив достижения успеха (и даже в какой-то степени конкуренции, соперничества) и мотив избегания неудачи. И тот и другой мотив может стать стимулом для развития и обучения ребенка. И если в четыре года ребенка привлекает сам процесс игры, если он будет заинтересован новой информацией, то в возрасте пяти-шести лет его привлекает не только процесс, но и результат игры, похвала взрослого, возможность оказаться лучше сверстников.