Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как общаться с подростком»

Чабан Ольга Владимировна
Консультация для родителей «Как общаться с подростком»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И каждый из вас не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы мечтаете о том, чтобы он стал непременно счастливым.

Мальчик: смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;

Девочка: обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;

чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Как общаться с подростком“» размещена в разделах

Подростков 12-16 лет часто называют трудными, кризисным. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;

повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;

падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком :

помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр. ;

выделяйте деньги на карманные расходы;

в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;

попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;

демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;

сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;

чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;

будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

применяйте активное слушание особенно в тех случаях, когда вы не уверены, что правильно поняли ребенка или когда ребёнок (подросток, расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - то есть, когда у него эмоциональные проблемы.

Никогда

не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;

не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;

не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;

не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;

не давайте негативную оценку объекту внимания подростка.

Активно слушать ребенка – это значит, в беседе возвращать ему то, что он вам поведал и при этом обозначать его чувства.

Повернуться лицом к ребенку. Глаза на одном уровне.

Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.

Держать паузу, давая ребенку время высказаться и на обдумывание.

Обозначать чувства, испытываемые ребенком.

Помните:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

ЕЩЕ об особенностях переходного возраста:

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим ребенком, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Разгул гормонов

По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.

Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами — с обожествлением кумиров, — подчеркивает психолог.

В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.

Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.

У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.

Рождение личности

И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.

Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения и ждет помощи от взрослых. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты.

Сейчас для подростка главное — понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.

Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком.

Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.

Как погасить конфликт

Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять.» и т. д.

Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.

Обходитесь без критики

В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.

Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…

По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок, стараются помочь, но родительская поддержка незаменима. На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей.

Звоните Вашему ребенку ежедневно, разговаривайте с ним, спросите про самочувствие, настроение, отношения с друзьями, учителями, воспитателями, как он соблюдал режим дня, чем занимался и т. д.

Звоните чаще классному руководителю, воспитателю, которые могут заметить проблемы в поведении, в учебе, заметить изменения в Вашем ребенке. В сотрудничестве с педагогами быстрее и продуктивнее можно решить возникающие у ребенка трудности, помочь ему разобраться в происходящем, поддержать его в сложных ситуациях.

Этот период надо пережить

Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать.

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться»Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.

Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивно настроенным родителем или коллегой» Человек- социальное существо, а это значит, что очень часто он может встречаться с непониманием, агрессией других людей. Большую часть своего.

Консультация для педагогов «Как правильно общаться на работе с коллегами» Большую часть жизни мы отдаем работе. И помимо хорошей зарплаты,все мы конечно же ищем коллектив, в котором нам будет комфортно и спокойно.

Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком»Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком» Тревожность – это беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Детская тревожность очень часто вызывается неизвестностью,.

Консультация для родителей «Учите детей общаться» Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных.

Отчёт по годовому творческому проекту «Музыка учит общаться»Отчёт по годовому творческому проекту «Музыка учит общаться» Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В процессе работы.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как общаться с подростком»
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 01:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как общаться с подростком»» (включая файлы) размещена пользователем Чабан Ольга Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД