Зульфира МУСЛИМОВА
Консультация для родителей «Когда можно требовать послушания?»
▼ Скачать +Заказ
"Когда можно требовать послушания?"
Описание: Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит? Все дело в соблюдении ряда условий. Данная статья раскроет некоторые из них.
Материал будет полезен педагогам (учителям, воспитателям, специалистам, родителям.
Публикация «Консультация для родителей „Когда можно требовать послушания?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Цель: Развитие родительской компетенции
Задачи:
1. Формировать представления о правилах предъявления требований.
2. Развивать умение применять знания на практике
3. Развивать позитивные отношения в семье
4. Воспитывать доброжелательное отношение к личности ребенка
Конспект : Когда можно требовать послушания?
Вопрос аудитории: непослушный ребенок – почему, с чем это связано?
Доктор Джеймс Добсон, считал, что это проявление силы воли человека. Он отмечает, что дети изначально рождаются с неким отношением к окружающему - молчаливые, ожидающие - «послушные», крикливые – «строптивые» : «.… И совершенно точно так же, как одни дети бывают от природы послушными, другие, едва выйдя из утробы, сразу же показывают свой норов. …Проходят месяцы, и он все яснее проявляет свой характер, а когда начинает ходить - ветер превращается в бурю»».
Так же он писал: «… существует еще один феномен, который я не в состоянии объяснить: когда в семье двое детей, то, как правило, один будет послушным, а другой – строптивым».
То есть с его позиции непослушный – это ребенок с характером, с силой воли. И само это явление отнюдь не редкость.
Характер и силу воли тоже можно проявлять по–разному. Почему с одними детьми можно договориться, а другие «упертые». Причины такого непослушания могут быть различны. Самая распространенная: ребенок не считает это правилом обязательным к исполнению, воспринимает как прихоть взрослого или давление на себя.
Рассмотрим при каких условиях взрослый правомочен ТРЕБОВАТЬ послушания.
Требовать послушания (соблюдения правил) можно если :
1. Существуют четкие понятные границы.
Наиболее важный шаг в любой воспитательной процедуре - заранее трезво определить, что вы хотите и чего не хотите. Ребенок должен знать, что приемлемо и что неприемлемо в его поведении, до того, как его призовут к ответственности. Устанавливать границы (правила) необходимо так, чтобы они были понятны ребенку. Они должны быть постоянны и применимы ко всем членам сообщества.
2. Требования соответствуют индивидуальным особенностям (возраст, личностные особенности) детей.
Взрослый должен быть абсолютно уверен в том, что ребенок действительно в состоянии исполнить то, что он от него требует. Требование невозможного - источник неразрешимых конфликтов: для ребенка тут просто нет выхода. Никогда не наказывайте ребенка за то, что он не может выполнить поручение, если видите, что у него просто не получается.
3. Позитивные детско-родительские отношения.
Опрос «Эмоциональные отношения с ребенком» (за исключением 2 пункта применимо для педагогов) :
• «Ваше взаимодействие с ребенком нельзя описать как: «постоянно чего-то от него требуете, что-то запрещаете, ежеминутно его понукаете и браните, предостерегаете»
• Ежедневно вы проводите время только с ребенком, ничего от него не требуя, чтобы вы оба получали удовольствие от общения друг с другом.
• Баланс между любовью и строгостью, которые приводят в действие целую систему поощрений и пресечений (заслуженные поощрения, похвала и наказания).
• Присутствует родительский пример.
Дети внимательно наблюдают за нами и инстинктивно подражают нашему поведению. Во всех случаях они мгновенно замечают расхождение между тем, что мы говорим, и тем, что мы делаем. Делая выбор, они поступят так, как поступаем мы сами, и начисто забудут о наших пустых поучениях.
Если 3 - «нет», то эмоциональную основу ваших отношений с ребенком никак нельзя назвать позитивной.
4. Вы терпеливы, не пытаетесь добиться в ребенке мгновенных перемен.
5. Оценка приемлемого поведения.
Как правило, когда все хорошо взрослый молчит «все же хорошо», но стоит оступиться и… взрослый тут как тут, ведь его долг научить.
Сделайте акцент на хорошем поведении, закрепите похвалой, своим вниманием приемлемые способы действий и результат будет куда значительнее.
6. Запрещая что-либо давайте – альтернативу: «что можно» или «где можно».
Например: вы с малышом приближаетесь к луже, можно сказать : «Не лезь!», а можно «Обойди лужу, сапоги останутся сухими, ножкам будет тепло!»… «Обошел лужу и ножкам хорошо!».
На занятии «Прекрати играть» или «На перемене мы с тобой с удовольствием поиграем, а сейчас….»
Детям важно показать приемлемые способы реагирования, снятия эмоциональной и физической усталости.
Ребёнок задаёт вопросы, а родители, вместо того, чтобы удовлетворить детскую любознательность, отмахиваются от него: «Положи – порежешься». И так на каждом шагу. В результате радость ребёнка сменяется унынием, его энергия – бездеятельностью.
Но иногда искушение сделать что-нибудь запрещённое настолько сильно, что ребёнок не в состоянии ему противиться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребёнок продолжает настаивать на своём, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребёнок увидит, что его слёзы остаются без внимания, и постепенно успокоится.
Иногда следует отказаться от применения прямых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чё м он настаивает: например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только что выпал и т. п. – пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет, с одной стороны, выработать у ребёнка доверие к советам старших, с другой – самому разобраться, что получится из задуманного, приучает соизмерять цель и средство, пробуждает чувство ответственности за свои поступки.
Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений, в хороших поступках. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения.
Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и быть «паинькой», становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Но стремление ребёнка к деятельности должно быть направлено по разумному пути. Покажите ему, как из спичечных коробков, природного материала сделать разные вещицы для игры в подарок брату, сестре, кому-то из взрослых, помогите, например, сделать из коры лодочку, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок.
Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: ребёнок отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется первое понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умения уступать, считаться с другими и т. д.
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Однако, детей надо учить играть и самостоятельно, чтобы в дальнейшем они могли сами организовывать разнообразные игры и занятия.
У ребёнка должны быть обязательно постоянные трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т. п., ребёнок делает это всё без принуждения, с охотой.
Жизненный опыт детей очень незначителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношения к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у детей настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрениям нужно умело. Недостаточно сказать ребёнку «молодец» или «хорошо», нужно оценить конкретные действия, слова, отмечая, что хорошо и что плохо.
Если у матери, отца, бабушки правильные отношения с ребёнком, то для него будет наградой одобрение тёплым словом, улыбкой, жестом, кивком головы. За хорошее поведение можно пойти с ребёнком в парк, в кино и т. п. иногда бывает полезно прибегнуть к косвенному поощрению, то есть обратить внимание ребёнка на чей-то хороший поступок (старших братьев, сестёр, сверстника – соседа) с целью вызвать желание поступать хорошо из-за корыстных целей. Поощрение в виде книжки, игрушки, лакомства возможны, но они не должны превращаться в «подкуп». Подарки лучше всего преподносить ребёнку к празднику или в день его рождения. Поощрениями не следует злоупотреблять, так как чрезмерное захваливание ребёнка приводит к нескромности, самомнению, эгоизму и прочим отрицательным качествам.
При выборе мер поощрения надо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Не следует, например, хвалить ребёнка за то, что он убрал игрушки на место, так как он должен это делать каждый раз без напоминания, но его стоит похвалить за помощь, оказанную вам по дому.
Поощряя успехи одного ребёнка, не следует противопоставлять его остальным детям и чрезмерно подчёркивать его достижения. Нужно стремиться к тому, чтобы поступки и действия одного ребёнка получили признание и одобрение у других детей.
Если жизнь в семье организована правильно, установлен хороший тон между взрослыми и детьми, наказания не будут нужны. А. С. Макаренко писал: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает. И это самый правильный путь семейного воспитания». Однако, во многих семьях всё же прибегают к таким мерам воздействия на поведение детей. Это тревожный симптом, свидетельствующий об ошибках в воспитании ребёнка. И уж, если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить следующее:
• наказание всегда должно исходить из мотива поступков, а не из его результатов;
• основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки;
• чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребёнка;
• наказание не должно быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействиям родителей;
• совершенно недопустимы физические наказания.
Внушительно сделанное замечание часто вполне достаточное средство, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребёнка. Надо только замечание сделать так, чтобы оно дошло до сознания, а не превращалось в надоедливое повторение «перестань», «прекрати», «тише». Если ребёнок совершил более серьёзный проступок, ему можно сделать выговор, серьёзно и строго поговорить о недопустимости такого поведения. В некоторых семьях применяются и такие меры наказания, как лишение ребё нка обещанного ранее удовольствия: не пойти с ним в кино, отказаться читать книгу, не купить обещанную игрушку. Или, если ребёнок не убрал на место игрушки, на некоторое время спрятать их. Такие наказания обычно воспринимаются детьми как заслуженные, справедливые и воспитывают у них осознанное отношение к своим поступкам.
Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что ни какие средства педагогического воздействия не сыграют положительного воздействия, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребёнка.