Татьяна Старкова
Консультация для родителей Заикание «»
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание.
У мальчиков заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.
В основном возникает в детском возрасте на фоне раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, неврологических изменений.
Публикация «Консультация для родителей Заикание „“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание - это нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Заикание появляется внезапно и постепенно усиливается. В речи наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки, которые называют еще запинками. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова).
Причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.
Физиологические. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т. д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.
Психологические. Причины могут крыться в эмоциональном состоянии ребенка. У ребенка могут и не быть проблемы с нервной системой, но внезапное сильное психоэмоциональное потрясение вызвать заикание. В логопедической практике называется невротическое заикание, или логоневроз. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т. д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой. Родители не принимают усилия над формированием речи ребенка и поэтому возникает скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Также заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Дети часто подражают заикающемуся, копируют его речь и, как правило, у ребенка возникает заикание по подражанию.
Какие рекомендации нужно соблюдать родителям с таким ребенком?
Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора, игры в компьютере перед сном.
Создавать благоприятную психологическую обстановку. Не делать постоянно замечания, одергивать ребенка. Не показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Исключить ссоры в присутствии ребенка. Не торопить ребенка во время ответов, дать понять, что вы выслушаете его до конца. Хвалить, доставляя положительные эмоции.
Ребенок должен слушать правильную речь. Говорить ласково, медленно и спокойно, так как малыш копирует темп речи и усваивает его. При выраженном заикании говорить с ребенком нараспев. Не заставлять проговаривать трудные слова по нескольку раз.
Укреплять общее здоровье. Ослабить нервное напряжения ребенка, исключить шумные компании, развлечения и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т. д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делать вместе с ним гимнастику и заниматься спортом.
Способы лечения заикания у детей
Логопедические занятия
Задача логопедической работы заключается в снятии напряжения с органов артикуляционного аппарата, отработать правильное речевое дыхание, выработать четкость произношение всех звуков, интонационную выразительность речи. Сначала задания выполняются совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки ребенок должен в обиходном разговоре с окружающими.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав.
Компьютерные программы
Для лечения заикания используются специальные компьютерные программы, позволяющие синхронизировать слуховой и речевой центры. Ребенок произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.