Светлана
Заикание. Что важно знать
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте». Речь при заикании характеризуется частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи.
Публикация «Заикание, Что важно знать» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
По мнению И. А. Сикорского, ученого – классика, заикание является внезапным нарушением неприрывности (плавности) речевого потока, что обусловлено судорожными спазмами, возникающим в разных отделах речевой мускулатуры периферического речевого аппарата (дыхательном, голосовом, артикуляционном) как единого целого.
В свою очередь, авторы первой в России методики перевоспитания речи при заикании у детей дошкольного и ясельного возраста (Н. А. Власова и Е. Ф. Рау, рассматривают заикание, как нарушение темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции.
Несмотря на понимание заикания как нарушение темпо-ритмической организации речи, все же необходимо отличать заикание от других темпо-ритмических расстройств, среди которых так называемые «физиологические итерации (запинки) и «клаттеринг».
Физиологические итерации.
Речь изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, нехваткой дыхания вразных местах, хаотично разбросанных фраз, на фоне усиления торопливости и эмоциональной несдержанности. Эти явления могут пройти сами по себе.
Клаттеринг.
Слова опережают мысли, появляются эмболы («ммм,эээ», частыми повторениями элементов фразы не судорожного характера, торопливостью, общей неорганизованностью в оформлении мысли во фразовой речи, отсутствует речебоязнь.
Причины заикания.
1. Повышенная нервная возбудимость и эмоциональная реактивность при нормальном и опережающем развитии на фоне перегрузок.
2. Психические травмы острого или хронического характера.
3. При позднем формировании связной речи при нарушениях развития.
В структуре дефекта при заикании выделяют следующее:
-речевая судорожность
-сопутствующие движения (физические движения)
-психические проявления.
К специфическим затруднениям психического характера относятся: раздражительность, некоммуникабельность, повышенная эмоциональная реактивность, негативизм, пролонгированное выражение невротических реакций в общении.
В случаях хронификации заикания (при неудачных попытках его устранить в детстве) с возрастом формируются патологические стереотипы общения, в виде защитно-уловочных, пассивно-оборонительных, неадаптивных форм, препятствующих полноценному развитию их коммуникации и социализации в различных сферах.
Известно, что во многих коррекционных системах при формировании темпо-ритмической организации речи заикающихся недостаточно учитывается представление о заикании как о коммуникативном расстройстве.
Технологии формирования темпо-ритмической организации речи при устранении заикания.
Технология ритмизации речи, применяемые в различных системах комплексной реабилитации заикающихся:
-замедление темпа речи с сохранением естественной ударности;
-скандированное проговаривание;
-послоговое проговаривание с сохранением ударного слога;
-полный стиль произношения с отсутствием редукции гласных;
-координация произношения в сочетании с различными ритмическими действиями;
-синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и др.
Вопросы поиска путей комбинированного (логопсихологического) изучения и развития показателей темпо-ритмической организации речи и коммуникативно-речевого поведения заикающихся дошкольников с учетом:
– развития темпо-ритма психических и моторных процессов, для их координации в речевом акте;
– темпо-ритмической синхронности речевой и неречевой коммуникации заикающихся, при передачи и восприятии информации;
– использования темпо-ритмических процессов в развитии навыков коммуникативно-речевого самоконтроля для координации смысловых, произносительных и эмоционально-регуляторных механизмов в процессе общения.
Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста как способ коррекции речевой судорожности заикающихся.
1) Зрительный контакт с собеседником;
2) Мануальный жест: последовательная активность рук (руки) при контакте с собеседником;
3) Послоговая ритмизация: синхронизация с внешним ритмом и утрированной артикуляцией гласных звуков;
4) Специфически-утрированное «вхождение в речь»: синхронизация со зрительным контактом, мануальным жестом и внешним ритмом с использованием особого ритмического рисунка «интонационной люльки»;
5) Использование придыхания при произнесении смычных согласных как аналогов щелевых: синхронизация с внешним ритмом, зрительно-двигательным и слуховыми ассоциативными образами.
Блоковая структура представлена составляющими (часть 1-9).
-Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста.
-Техники дыхания.
-Техники релаксации.
-Организация коррекционно-речевой среды в семье.
-Комплексная психолого-педагогическая диагностика.
-Техники воздействия а эмоциональную сферу.
-Техники активизация мотивационной сферы дошкольников.
-Коммуникативная модель ритмотерапии.
-Организация режима молчания в семье.