Лучший педагог года

Заикание. Что важно знать

Светлана
Заикание. Что важно знать

Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте». Речь при заикании характеризуется частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи.

Публикация «Заикание, Что важно знать» размещена в разделах

По мнению И. А. Сикорского, ученого – классика, заикание является внезапным нарушением неприрывности (плавности) речевого потока, что обусловлено судорожными спазмами, возникающим в разных отделах речевой мускулатуры периферического речевого аппарата (дыхательном, голосовом, артикуляционном) как единого целого.

В свою очередь, авторы первой в России методики перевоспитания речи при заикании у детей дошкольного и ясельного возраста (Н. А. Власова и Е. Ф. Рау, рассматривают заикание, как нарушение темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции.

Несмотря на понимание заикания как нарушение темпо-ритмической организации речи, все же необходимо отличать заикание от других темпо-ритмических расстройств, среди которых так называемые «физиологические итерации (запинки) и «клаттеринг».

Физиологические итерации.

Речь изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, нехваткой дыхания вразных местах, хаотично разбросанных фраз, на фоне усиления торопливости и эмоциональной несдержанности. Эти явления могут пройти сами по себе.

Клаттеринг.

Слова опережают мысли, появляются эмболы («ммм,эээ», частыми повторениями элементов фразы не судорожного характера, торопливостью, общей неорганизованностью в оформлении мысли во фразовой речи, отсутствует речебоязнь.

Причины заикания.

1. Повышенная нервная возбудимость и эмоциональная реактивность при нормальном и опережающем развитии на фоне перегрузок.

2. Психические травмы острого или хронического характера.

3. При позднем формировании связной речи при нарушениях развития.

В структуре дефекта при заикании выделяют следующее:

-речевая судорожность

-сопутствующие движения (физические движения)

-психические проявления.

К специфическим затруднениям психического характера относятся: раздражительность, некоммуникабельность, повышенная эмоциональная реактивность, негативизм, пролонгированное выражение невротических реакций в общении.

В случаях хронификации заикания (при неудачных попытках его устранить в детстве) с возрастом формируются патологические стереотипы общения, в виде защитно-уловочных, пассивно-оборонительных, неадаптивных форм, препятствующих полноценному развитию их коммуникации и социализации в различных сферах.

Известно, что во многих коррекционных системах при формировании темпо-ритмической организации речи заикающихся недостаточно учитывается представление о заикании как о коммуникативном расстройстве.

Технологии формирования темпо-ритмической организации речи при устранении заикания.

Технология ритмизации речи, применяемые в различных системах комплексной реабилитации заикающихся:

-замедление темпа речи с сохранением естественной ударности;

-скандированное проговаривание;

-послоговое проговаривание с сохранением ударного слога;

-полный стиль произношения с отсутствием редукции гласных;

-координация произношения в сочетании с различными ритмическими действиями;

-синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и др.

Вопросы поиска путей комбинированного (логопсихологического) изучения и развития показателей темпо-ритмической организации речи и коммуникативно-речевого поведения заикающихся дошкольников с учетом:

– развития темпо-ритма психических и моторных процессов, для их координации в речевом акте;

– темпо-ритмической синхронности речевой и неречевой коммуникации заикающихся, при передачи и восприятии информации;

– использования темпо-ритмических процессов в развитии навыков коммуникативно-речевого самоконтроля для координации смысловых, произносительных и эмоционально-регуляторных механизмов в процессе общения.

Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста как способ коррекции речевой судорожности заикающихся.

1) Зрительный контакт с собеседником;

2) Мануальный жест: последовательная активность рук (руки) при контакте с собеседником;

3) Послоговая ритмизация: синхронизация с внешним ритмом и утрированной артикуляцией гласных звуков;

4) Специфически-утрированное «вхождение в речь»: синхронизация со зрительным контактом, мануальным жестом и внешним ритмом с использованием особого ритмического рисунка «интонационной люльки»;

5) Использование придыхания при произнесении смычных согласных как аналогов щелевых: синхронизация с внешним ритмом, зрительно-двигательным и слуховыми ассоциативными образами.

Блоковая структура представлена составляющими (часть 1-9).

-Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста.

-Техники дыхания.

-Техники релаксации.

-Организация коррекционно-речевой среды в семье.

-Комплексная психолого-педагогическая диагностика.

-Техники воздействия а эмоциональную сферу.

-Техники активизация мотивационной сферы дошкольников.

-Коммуникативная модель ритмотерапии.

-Организация режима молчания в семье.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Безопасность — это важно!»Фотоотчет «Безопасность — это важно!» В январе месяце 2018 года у нас в саду прошёл месячник безопасности. Мы с детьми разбирали игровые ситуации, связанные с дорожной, пожарной.

«Танцы — это важно!»«Танцы — это важно!» В феврале 2011 года мы с мужем привели нашу дочь в танцевальную студию «ТВ». Дочке не было и шести лет. В студии велись занятия по танцу.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Конструкт родительского собрания «Безопасность — это Важно» Конструкт родительского собрания "Безопасность - это Важно".Цареградская Анна Сергеевна, воспитатель детского сада № 59. Цель: Обобщение.

Консультация для родителей «Коротко, но важно» Уважаемые родители! В жизни ребенка происходит много разных событий: приятных и не очень приятных. Хочется напомнить Вам несколько советов,.

Консультация для родителей «Это важно знать» Дети – наше счастье и смысл жизни. Полноправными членами семьи являются не только взрослые, но и дети. Когда дети маленькие они зависят.

Консультация для родителей «Это важно знать» Родители - это главные воспитатели. Они несут огромную ответственность за своих детей. Как бы сложно не было, но справляться, а порой и.

Памятка для родителей «Коротко, но важно» Дети - это самые зависимые и беззащитные в вашей семье. Конечно, вы их любите, желаете им добра, здоровья, заботитесь о них и так далее.

Стихи о том, как важно учитьсяСтихи о том, как важно учиться Скоро 1 сентября - день Знаний! И Новый - учебный год! Илл. внучки, А. Ромадиной, для стихотворения, размещается с её согласия *** Меня.

Стихотворение к 9 Мая «Как это важно — помнить всех вас!» Добрый день уважаемые коллеги!В прошлом году я представляла вашему вниманию стихотворение,которое я написала для своей воспитанницы на конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заикание. Что важно знать
Опубликовано: 14 марта 2020 в 20:33
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД