Татьяна Харьковская
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников или что такое «хорошо» и что такое «плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 47 «Лучик»
город Тамбов 2020 г
«Нравственное воспитание дошкольников
или что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Воспитатель
Харьковская Т. А.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственное воспитание дошкольников или что такое „хорошо“ и что такое „плохо“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
Период дошкольного детства очень важен в становлении личности
ребенка. К моменту поступления в детский сад у ребенка уже сложились основы представлений о дозволенном и запретном, о хорошем и плохом. В первые два года закладывается фундамент не только физического здоровья ребенка, но основные линии будущей личности, характера. Надо также тщательно и с таким же вниманием воспитывать ребенка в эти первые годы, с каким он вскармливается. В воспитательном процессе нет мелочей и нейтральных явлений, в то же время чрезвычайно трудно наверстать упущенное, и ни одного потерянного дня нельзя возвратить.
Когда и с чего начинают складываться у ребенка нравственные представления? Как добиваться от него понимания того, что можно, а чего нельзя, а что достойно осуждения? Как подвести его к умению оценивать свои поступки?
Азбуку нравственности малыш начинает постигать в семье. Родительское влияние на ребенка особенно велико в ранние годы, когда закладывается фундамент будущего человека. И это понятно: первые, кого видит в своей жизни ребенок, с кем он соприкасается, кому подражает – это родители! Они для ребенка – все, и потому ничье влияние по своей силе не может сравниться с родительским. Недаром принято говорить: «Дети – зеркало родителей».
Уже к 4-5 годам у ребенка начинают складываться важные моральные чувства и понятия, нравственные представления. Все это выражается в заботе и привязанности к близким, в послушании, трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, любви ко всему живому.
Случается так, что родители не придают значения «мелочам» во внутрисемейных отношениях, при ребенке допускают «невинную» ложь, пренебрежительно, без уважения отзываются о старших членах семьи, разговаривают в повышенном тоне…
Слово, жест, взгляд близкого человека, его отношение к другим людям – все остро воспринимается и подхватывается в пору, когда малыш осваивает азы человеческих взаимоотношений. Об этом нельзя забывать, особенно если учесть, что поступки близких людей, независимо от того, хорошие они или плохие, ребенком воспринимаются как эталон. И кто, как не мы, обязаны дать понятие о добре и зле. Иначе, подрастая, он не сумеет правильно оценивать то, что окружает его, с чем соприкасается в жизни. И главное, не сумеет осознанно относиться к собственным поступкам.
Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста характерно, что уже многое он может правильно относить к понятиям «хорошо» и «плохо», но сам поступает вопреки этим понятиям. Исключительно важное значение в привитии нравственных понятий имеет согласованность в оценках его поступков со стороны всех воспитывающих лиц. Недопустимо, чтобы у ребенка возникало недоумение по поводу того, что одно и то же явление расценивается взрослыми по-разному. Разногласие в оценках поведения ребенка может явиться источником проявления в нем двоедушия, приспособленчества.
При правильном отношении взрослых к детскому поведению ребенок постепенно начинает и сам оценивать свои поступки с точки зрения окружающих. Ему становится неловко, стыдно, если он чувствует, что его осуждают. Так постепенно зарождается основа для возникновения у малыша оценки собственных поступков. Дети, умеющие правильно оценивать отрицательные явления, становятся менее восприимчивыми к дурному, не станут подражать тому, что осуждают сами. У таких детей развито «чувство совести», и они более податливы родительскому слову.
С ростом ребенка все большую роль в его поведении начинает играть сознание. Очень важно уметь использовать возрастающее сознание в воспитании нравственных понятий, выражающихся у ребенка в умении воздерживаться от нежелательных поступков. Такой курс воспитания должен быть взят родителями буквально с первых дней жизни малыша.