Дания Рамазанова
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Сюжетно-ролевая игра дома».
Рамазанова Дания Ахметовна-воспитатель.
ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» г. о. Жигулёвск.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольни-ка, являсь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевая игра дома“» размещена в разделах
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника, через игру он по-знаёт мир. Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его? Ответ: сюжетно-ролевая игра. По сути, это большинство существующих игр с ребенком: строите космиче-ский корабль для спасателя галактики; убегаете от Бармалея; лечите плюшевого мишку – все это сюжетно-ролевые игры. Для дошкольника они - необходимый и очень важный этап в развитии. Ребенок создает игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии, по-этому в ней переплетаются реальность и вымысел. Ролевая игра, особенно если она разыг-рывается несколькими детьми, полезна для социализации. В ней ребенок готовит себя к са-мым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни. В дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым - в ролевой игре. Игра зани-мает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь пре-обладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педа-гогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для разви-тия ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориента-ция в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Игра имеет значе-ние не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чув-ствами и целями сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. С помощью ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он их познает, зави-сит от родителей в целом. И особенную роль играет в этом отец, способный стать полно-ценным участником игры, умеющий передавать свой житейский опыт и воспитывать нрав-ственность в простой форме. Уверены все они вам в тот или иной момент встречались, но вы возможно почему-то про них забыли. Ведь исторически ролевые игры были самыми первыми играми! Они появились, вероятно, еще в древнем мире, из-за необходимости об-щения и понимая детьми взрослых.
На вопрос, сколько времени играть с ребенком в сюжетно - ролевые игры, любой пси-холог ответит: «столько, сколько ему необходимо». Не стоит думать, что над вами издева-ются, психолог прав: каждый ребенок индивидуальность. Не существует готовых положе-ний о том, сколько, в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако, как прави-ло, нетрудно понять в какой момент ребенок переиграл, а когда не доиграл и, исходя из это-го, уже делать вывод: стоит изменять ситуацию, или нет.
Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Учитывая, что ребенок одинаково копирует хорошее и плохое, то, давая направление его сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный ин-струмент влияния на будущие наклонности ребёнка, играя, можно воспитывать малыша. Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила. Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ре-бенка. Во-вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки. В-третьих, старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. По-ощряйте это. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - плюшевый мишка получает слишком много лекарства - пора вмеши-ваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например. Превратитесь, скажем, в главного врача и отправьте ребенка-врача на помощь больному в другую страну. Покажите, где она находится на карте, помогите по-строить корабль или машину… вот так постепенно вы вовлечете ребенка в новую ситуа-цию. А потом тихонечко отходите и дайте ему самому развивать игру. Постоянное присут-ствие взрослого, когда ребенок охотиться за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию.
Попробуем обобщить и резюмировать все вышеизложенное в качестве коротких реко-мендаций:
- старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.
- создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие ма-ма, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.
- старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Все дворовые ро-левые игры – прятки, «войнушка», салки и другие – построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны
- оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм
- проявляйте инициативу и желание участвовать в игре.
- сопереживайте чувствам ребенка
- папам необходимо минимум 20 минут в день играть с ребенком.
- место для ролевой игры принципиального значения не имеет.
- игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.
Наверняка, у каждого из вас дома столько игрушек, что пора открывать свой магазин игрушек. Все игрушки можно использовать в сюжетно-ролевых играх. Но игрушки стоят денег, и порой не маленьких, скажите вы. Поэтому необходимо соблюдать следующее пра-вило:
Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в мага-зине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дере-ва может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя прави-лами.
Игрушка должна быть:
1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
2. Эстетичной на вид
3. Соответствовать возрасту
4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игруш-кой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы мно-гому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас :
-говорить с ребёнком на его языке;
-преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
-оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
-открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
-любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
-смотреть на себя со стороны глазами других людей;
-предвидеть стратегию ролевого поведения;
-делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих :
-стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
-доверять друг другу.
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
Играйте со своими детьми, ведь от этого вы только выигрываете.
Литература
1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для роди-телей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : По-собие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М. :Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-uchimsya-igrat-doma-v
https://www.krepyshrcheb.edu21.cap.ru/t=hry&eduid=11169&hry=./213816/217081/217115/308578