Ирина Михайлова
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно малыш начинает говорить первые слова и фразы, когда приближается к возрасту полутора лет.
Конечно, задолго до этого ребенок начинает обращать внимание на человеческий голос. Он издает всевозможные звуки и подолгу лепечет сам с собой и другими. Мать как бы возвращает ему его лепечущие звуки, и это не только дает ему ощущение любви и общения, но и является началом настоящей и полезной «младенческой беседы».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Это постепенно приводит его также к имитации, которую он использует, повторяя слова. Однако, как только ребенок начинает произносить свои первые настоящие слова, взрослым следует прекратить подражание ему. Матери кажется, что, имитируя первые удачные слова малыша, она выражает всю теплоту, какую чувствует к нему. Но это затрудняет понимание ребенком обычной взрослой речи.
Первые слоги малыша, напоминающие язык, взрослых приводят в волнение, но если это волнение переходит в нетерпеливое понуждение, использование ребенком слов не ускоряется. Вместо этого оно может только обеспокоить малыша и, возможно, замедлить его прогресс. Ребенок будет делать успехи, если взрослые вокруг него используют простые слова и фразу и говорят о вещах, имеющих для него непосредственное значение. Подходящие жесты помогают передать малышам значение новых слов. По мере роста ребенка взрослые, естественно, должны расширять его словарный запас.
Некоторые родители считают своим долгом исправлять каждую ошибку речи ребенка, другие думают, что любое исправление задержит беглость его речи. Здесь, как и в любом деле, нужна золотая середина. Главное – когда и как исправлять. Если ребенка прервать посреди увлеченного разговора, можно, конечно, обескуражить и разочаровать его.
Ребенок, поздно начинающий говорить, не обязательно неспособный. Некоторые из самых молчаливых малышей как раз, когда их родителей начинает уже беспокоить их молчание, оказываются вдруг болтунами. Если речь ребенка действительно серьезно ограничена к двум-трем годам, первым шагом в помощи ему является проверка его слуха врачом. Если же причина не в этом, то ребенку необходимо проводить больше времени с другими детьми, например в детском саду – это может послужить толчком к развитию речи.
Когда ребенок находится со своими сверстниками, его разговор становится императивным и в чем-то более привлекательным. Здесь у него нет рядом родителей или старших братьев и сестер, предупреждающих его желания и принимающих вместо слов его жесты. Если общение с другими детьми не изменяет положения, то, возможно, большую помощь окажет опытный логопед с глубоким пониманием потребностей детей.
Часто ребенку может казаться, что все очень внимательны и заботливы к его первым попыткам заговорить, но затем, когда он уже свободно общается, взрослые как будто забывают, что разговор - это обмен мнениями. Ребенок-школьник часто испытывает необходимость доверительно рассказать взрослому о каких-либо событиях. Например, мальчик испытывает ободряющее чувство дружбы и понимания, если отец находит время действительно выслушать его, не прерывая, не проявляет нетерпения, когда он подыскивает слова, не пытается предвосхитить его мысли и облечь их в слова вместо него. И если отец участвует в разговоре, отвечает взрослыми замечаниями, мальчик добавляет к своему словарю новые слова и неосознанно приобретает легкость в разговоре с людьми. Это всю жизнь будет для него неоценимым качеством.