Ольга Кохова
Консультация для педагогов «Знакомство с геометрическими понятиями»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
1. Понятие геометрической фигуры, форм предметов. Виды геометрических фигур.
2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста форм предметов.
3. Из истории развития представлений о форме предметов.
4. Задачи ознакомления детей с формой предметов:
а) плоские фигуры;
б) объемные фигуры.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство с геометрическими понятиями“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
5. Методика ознакомления детей с плоскими и объемными фигурами.
Приложение: подборка художественного слова по разделу «Геометрические фигуры»; игра по разделу; наглядность.
Список литературы.
Введение
Ознакомление детей с формой входит в сферу сенсорного и умственного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
1. Понятие геометрической фигуры, форм предметов
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой). Понятие геометрической фигуры, так же как понятие натурального числа, было одним из исходных понятий математики. Как и натуральные числа, понятие геометрической фигуры образовалось с помощью абстракции отождествления, в основе которой лежит некоторое отношение эквивалентности. В данном случае таким отношением является сходство, подобие предметов по их форме, с помощью которого множество предметов разбивается на классы эквивалентности так, что любые два предмета одного класса имеют одинаковую форму, а любые два предмета различных классов -- различные формы. Абстрагируясь при этом от других свойств предметов (цвета, величины, материала, из которого они сделаны, назначения и т. д., мы получаем самостоятельное понятие геометрической фигуры.
Виды геометрических фигур-
а) Треугольники;
б) Четырехугольники;
в) Многоугольники.
2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста форм предметов
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги - А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и др.
Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.
В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т. к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т. д. Основная цель таких игр - это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.
В противоположность заявлениям Г. Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так, при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма, почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика из цветной мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. По мнению, психолога З. М. Богуславской огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.
Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или форма, или цвет, психолог С. Н. Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так, трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз,- воронку, в прямоугольнике - окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик - как кусок мыла, а цилиндр - как будто стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой» : она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом. Спорным в детской психологии является и вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей. Исследования (Ф. С. Розенфельд, Л. А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, в восприятии целого незнакомого предмета ребенок, по утверждению Г. Фолькельта, передает лишь свое общее «впечатление от целого» : «нечто дырявое» (решетка) или «нечто колющее» (конус). Находясь «во власти целого» (Зейферт, дети якобы не умеют выделять составляющие его части. На эту же «власть целого» указывают и многие авторы, изучавшие детские рисунки. Они объясняют такие факты якобы неспособностью ребенка-дошкольника к познавательной аналитической деятельности из-за его слишком ярко выраженной эмоциональности.
Однако факты, полученные другими исследователями (В. Штерн, С. Н. Шабалин, О. И. Галкина, Ф. С. Розенфельд, Г. Л. Розенгарт-Пупко, убеждают в том, что даже дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.
Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре - свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:
-цилиндр - стаканом, столбиком,
-овал - яичком,
-треугольник - парусом или крышей,
-прямоугольник - окошечком и т. п.
Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша и т. п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины, ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты», «У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги» и т. д.).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части.
Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
3. Из истории развития представлений о форме предметов
Безусловно, первоначальные геометрические представления складывались постепенно, в результате практической деятельности человека. В глубокой древности люди не отделяли понятие формы предметов от самих предметов. Затем было замечено, что многие предметы имеют одинаковую форму. Взяв за основу один предмет, люди стали использовать его название для обозначения других, сходных по форме, т. е. произошло абстрагирование формы предметов. Так, все предметы, имеющие форму, похожую на малярный валик, стали называть цилиндром ("цилиндр" в переводе с греческого обозначает "валик", "вращаю", "катаю"). В дошедших до нас самых древних математических документах, написанных около 4 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, уже встречаются геометрические понятия, проводятся вычисления площадей некоторых фигур. Возникновение геометрии было обусловлено практическими потребностями людей. Первые дошедшие до нас сведения связаны с задачами землемерия и вычисления объемов тел и площадей (Древний Египет, начало II тыс. до н. э.).
4. Задачи ознакомления детей с формой предметов
Учить правильным приемам обследования формы; развивать способность выявлять простейшие свойства фигур; учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры; группировать предметы и фигуры по признаку формы; определять форму окружающих предметов; видоизменять фигуры; создавать модели предметов из геометрических фигур;
Расширять и углублять знания об окружающей действительности; Развивать умственные операции: анализ(«У квадрата 4 стороны и 4 угла»); синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»); абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»); обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб-это четырехугольники»); классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др. Расширяется и обогащается словарь; Развивается сенсорика и мелкая моторика; способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой учебной деятельности; развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор; подготавливать к успешному овладению в школе знаниям: математики, геометрии, физики, черчения и др.
а) плоские фигуры: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности, квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;
б) объемные фигуры: шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, пирамида, призма (часто используются предэталонные названия «кирпичик», «крыша» и др.)
5. Методика ознакомления детей с плоскими и объемными фигурами
Методика ознакомления с плоскими фигурами
После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур.
В средней группе знакомим детей с прямоугольником, в старшей группе- с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются.
Фрагмент 1 :
-Что это? (квадрат)
-Что есть у квадрата? (у квадрата есть стороны и углы.)
-Покажите стороны.
-Посчитайте, сколько углов у квадрата? (у квадрата 4 стороны)
-Квадрат- это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. Повторите.
-Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы думаете, почему?
Фрагмент 2:
-Что это? (Круг)
-Что вы про его знаете? (у круга нет углов, нет сторон, нет вершин.)
Замечание: можно познакомить детей с окружностью :
-Обведите круг (используя модель или трафарет).
-Это граница круга, она называется окружность.
-Закрасьте внутреннюю область.
-Что получилось? (Круг.)
Методика ознакомления с объемными фигурами
Знакомство с объемными формами и моделями объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит в процессе игр со строительным и др. материалом еще в младших группах:
-Посмотри.
-Возьми.
-Потрогай.
-Назови.
-Покажи.
-Подействуй.
- Дай такой же.
-Дай то что назову.
В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их плоскими фигурами.
Последовательность обучения:
1) Рассматривание и называние
2) Обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры
3) Разнообразие действия с моделями (катать, ставить и др.)для выявления существенных свойств
4) Упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.
Фрагмент 1
-Что это? (шарик.)
-Эта форма называется шар. Повторите.
-Какой он? (Гладкий.)
-Что с ним можно делать? (Катать.)
-Покатайте, поиграйте.
-Можно ли из шариков построить башенку? Попробуйте.
Фрагмент 2:
-А что это? (Кубик.)
-Эта форма называется куб. Повторите.
-Что с ним можно делать? (Строить.)
-Построите башню.
-Можно ли куб покатать? Попробуйте.
-Почему куб не катится (мешают углы.)
-У куба есть углы. Покажите, посчитайте.
-У куба есть грани. Покажите, посчитайте.
-Какой формы грани куба? (Формы квадрата или квадратной.)
Художественное слово:
КУБ
Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.
ШАР
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.
Игра: "Что я вижу"
Предложите ребенку посмотреть внимательно вокруг себя (дома, на улице, в магазине). Какие предметы похожи на шар (имеют форму шара, куб, конус, пирамиду и. т. д.
Рассмотрите картинки. Предложите ребенку назвать форму каждого предмета.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 41- 51
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.- 144с.
3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: книга для воспитателя детского сада / [А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др. ]; под ред. В. В. Холмовской. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с.
4. Габова М. А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М. А. Габова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 2- 17.
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: [пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера]. - М. : Просвещение, 1978. - 203 с.
6. Кербс Е. В. Математические досуги / Е. В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 21- 23.
7. Математика в детском саду: [пособие для воспитателя дет. сада / составитель Г. М. Лямина]. - М. : Просвещение, 1977. - С. 224 - 228.
8. Метлина Л. С. Математика в детском саду: [пособие для воспитателя дет. сада] / Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1994. - 256 с.