Вера Разумовская
Консультация для педагогов «Знакомство детей со скороговоркой»
▼ Скачать + Заказать документы
на примере скороговорки (У ежа — ежата, у ужа — ужата)
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
1. Произнести скороговорку очень быстро и четко. Детям должно понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
2. Затем произнести скороговорку в нормальном темпе. Спросить детей : о чем она, все ли слова понятны.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Ежи добродушные, миролюбивые животные, хотя они запросто могут дать отпор своим обидчикам. Если ежу что-то не нравится, то он начинает громко фыркать, а, в крайнем случае, попытается прыгнуть на своего обидчика, впившись в него острыми иголками.
Уж это змея, он очень любит поесть. Укус ужа не ядовит. Ужи, защищаясь, ведут себя агрессивно: вытягивают шею, шипят и выбрасывают голову в сторону хищника. Одним из врагов ужа является еж. Ужи стремятся быть подальше от места обитания ежей.
3. Еще раз закрепить правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке. Провести игры на дыхание, на голос, на дикцию.
- Предложить детям поиграть в игру «Сдуй шарик», вспомнить, как фырчит ежик.
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
- Предложить детям поиграть в игру «Змейка», вспомнить, как шипит змея.
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Инструкция: Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
- Игра на развитие умения соотносить движения и высоту голоса.
Ход игры: Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается самим попробовать поиграть.
- Вспомнить где живут уж и еж (в траве) предложить игру на дикцию «Косарь».
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.
4. Еще раз повторить скороговорку.
- Начинать повторять скороговорку вместе с детьми в медленном темпе.
- Исправлять детей, если они неправильно произносят звуки.
- Когда произношение закреплено, можно начинать проговаривать скороговорку все быстрее. Если у детей возникают трудности, остановиться на комфортной для ребенка скорости произношения скороговорки.
- Предложить детям произнести скороговорку очень тихо, затем очень громко, затем беззвучно. Пусть произнесут ее шипящим голосом (как уж, затем фырчащим голосом (как еж, пропоют ее.
- Можно изменять интонацию скороговорки : произнести ее нежно, грозно, в виде вопроса, радостно, грустно.
- Можно поиграть: успеть проговорить скороговорку, пока подбросишь мячик, пока обернешься вокруг своей оси и т. п.
- Если детей несколько – можно устроить соревнование: кто быстрее расскажет скороговорку, кто знает больше разных скороговорок на заданную тему.
Речевой материал:
Не живут ужи, где живут ежи.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Даже ужу ужин нужен.
Не ежата, ни ужата не обижают медвежат.
Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.
Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
Уж и ужонок ужинали в луже.