Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие»
▼ Скачать + Заказать документы
Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие.
Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.
. физическое насилие;
. пренебрежение;
. сексуальное насилие;
. психологическое жестокое обращение.
Публикация «Консультация для педагогов „Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Но наказание не является эффективным как метода воспитания. При определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребёнком как месть, как желание утвердиться за его счет.
Применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребёнка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
Сексуальное насилие или совращение - отдельная категория жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребёнка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребёнка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребёнком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие включает половое сношение оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребёнка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребёнком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Пренебрежение интересами и нуждами ребёнка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Психологическое жестокое обращение – это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребёнка.
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребёнка, угрозы со стороны родителей, опекунов, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чём он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребёнку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребёнку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезёнки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребёнка, пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки" : сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Детей, переживших травму, характеризуют, как правило, четыре особенности:
1. Повторяющиеся, навязчивые, угнетающие визуальные воспоминания о событии, повторное переживание травматического события в ночных кошмарах.
2. Повторяющееся поведение (многократное разыгрывание трагического эпизода в игре, воссоздание существенных деталей в игре).
3. Специфические страхи, связанные с травмой, избегание стимулов или ситуаций, ассоциирующихся с событием или напоминающих о травме.
4. Изменение отношения к людям, к различным аспектам жизни и к будущему.
Дети снова и снова переживают произошедшее во сне, в игре, в драматизации и повторяющихся визуализациях. На первых этапах реакция детей на психологическую травму обычно вызывает заторможенность познавательных процессов, аффектов, межличностных отношений, контроля импульсов и поведения, а также вегетативных функций.
Особенности психического состояния и поведения ребенка,
позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
1. Возраст 0-6 месяцев:
. малоподвижность;
. безразличие к окружающему миру;
. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1, 5 года:
. боязнь родителей;
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до
безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным.
Профилактика нарушений прав ребенка – дошкольника в семье.
«Проблемные» родители не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к этим родителям трудно пробиться через их внешне отрицательные, неприятные проявления и особенности и увидеть за ними страдающего человека, остро нуждающегося в помощи других. Поэтому решение помочь связано не только и не столько с поиском средств и способов педагогической работы с детьми и их родителями, сколько с поиском способов и средств правильного их понимания и отношения к ним педагогов. Следовательно, рассчитывать на получение положительного результата от проведения даже самых совершенных тренингов с родителями не приходится. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к проведению работы, который должен осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление предполагает:
- работу с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, в которых определяются права детей и родителей, а их соблюдение зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления;
- изучение состояния воспитательно-образовательной работы с точки зрения соблюдения прав детей.
Второе направление непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает:
- изучение семей воспитанников;
- проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
- создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий: праздников, консультаций, выставок детского рисунка, игротек, совместного просмотра театрализованной деятельности и т. п.
В каждом конкретном дошкольном учреждении эту работу можно организовать по-разному. В сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения, но особая роль принадлежит заведующей, старшему воспитателю, психологу и воспитателю детского сада.
Заведующий ДОУ Информационная (разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка).
Контролирующая
Знакомить всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка
Методист, старший воспитатель
Координирующая Получать запросы от психологов и педагогов, давать соответствующие поручения обеим службам, контролировать выполнение
Психолог Диагностическая
Коррекционная. Мониторинг
(анализ психологического состояния детей группы риска) Контролировать детско-родительские отношения в группе риска, выявлять установки и ценности родителей, производить их коррекцию, выявлять нарушения супружеских взаимоотношений в семье
Медицинская служба
Мониторинг здоровья ребенка
Информировать о
«сигналах неблагополучия»
в другие службы
Педагогический коллектив Формирующая. Мониторинг
(анализ психологического состояния ребенка)
Повышать родительскую компетентность в воспитании ребенка
10 нельзя для родителей.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребёнка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает их положительный образ. Даже самые терпеливые родители время от времени в «расстроенных чувствах» всё же пользуются недозволенными мерами, но нередко прибегают к ним по незнанию. Давайте запомним не дозволенные к воспитанию приё мы:
1. Не унижай ребёнка!
2. Не угрожай!
3. Не вымогай обещаний! «Пообещай, что больше никогда так делать не будешь». Вымогание обещаний будет развивать в ребёнке чувство вины, научит цинизму.
4. Не опекай излишне! Никогда не делай за ребёнка то, что он может сделать сам.
5. Не требуй немедленного повиновения! Слепое безоговорочное повиновение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого самостоятельного человека.
6. Не потакай ребёнку! Потакать ребёнку – значить лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
7. Будьте последовательны! Детям необходима последовательность в требованиях. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
8. Не требуй того, что не соответствует возрасту ребёнка! Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он ещё не способен – это плохо складывается на его самосознании.
9. Не морализируй и не говори много! Все морали для ребё нка сводятся к таким словам: «То, что ты сделал, это плохо. Ты плохой, как ты мог поступить после всего хорошего, что мы сделали для тебя».
10. Не лишайте ребёнка права оставаться ребёнком! Воспитывая детей, развивая их самостоятельность, самодисциплину, не забывайте, что они всё же дети. Давайте оставим за ними это право.