Елена Хитрова
Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с элементами тренинга на тему
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы это будущее было светлым, позитивным, мы должны с Вами вырастить здоровых физически и психологически детей! Но, к сожалению, не во всех семьях царят мир, любовь и понимание. Довольно часто мы сталкиваемся с такой проблемой, как жестокое обращение с детьми. Казалось бы, что причинить вред, боль или ущерб здоровью своему или чужому ребёнку невозможно, но часто это происходит даже неосознанно со стороны взрослых. Где-то выпрыснули гнев, где-то не сдержались, где-то наоборот промолчали. Хотелось бы с Вами поговорить, обсудить, что может произойти с нашими детьми и как предотвратить такие ситуации. Многие родители или лица, их заменяющие, ударив ребенка, обуславливают свой поступок как один из способов воспитания. Однако по закону такой поступок уже считается противоправным, и взрослый человек может понести серьезное наказание.
Публикация «Беседа с элементами тренинга на тему „Жестокое обращение с детьми: что это такое?“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
Жестокое обращение с детьми – это не только избиение, нанесение ран, побои, сексуальные домогательства. Это ещё и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят ещё не окрепшую душу и психику ребёнка. И теми, кто может допустить такое отношение к ребёнку, нередко становятся родители, опекуны, попечители, воспитатели, педагоги.
Выделяется четыре формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – это умышленное причинение ребёнку телесных повреждений, использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению ПАВ и др., которые причиняет вред физическому или психическому здоровью ребёнка, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения отклонений.
Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребёнка в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребёнка, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера и нарушению психического развития.
К психическому насилию относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме:
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребёнка, нарушению его развития или получению травмы.
Надеемся, что в вашей жизни никогда не произойдёт таких ситуаций, когда всплеск эмоций захлестнёт ваш разум, и вы совершите насилие над ребёнком.
Сейчас я предлагаю вам, родители, поупражняться в разрешении возможных конфликтов со своим малышом.
Упражнение 1.«Родитель и ребёнок». Я вам зачитываю ситуацию, а вы представляете себя на месте ребёнка и пытаетесь объяснить тот или иной поступок, а ваш сосед выступает в роли родителя. Например:
• Вы намочили всю одежду в единственной весенней луже, пока мама отвлеклась на минутку.
• Мама очень торопится, а ребёнок капризничает в раздевалке детского сада.
• Ребёнок капризничает, выпрашивая понравившуюся игрушку в магазине.
Думаю, когда взрослый имеет возможность проникнуть в мир детей, это способствует более грамотной организации образовательного процесса, плодотворней построить взаимоотношения в семье.
Упражнение 2. «Недетские запреты». Предлагаем одному родителю сесть за стул в центре круга, а другие родители по одному подходят к нему и говорят запрещающее действие, которое они чаще всего говорят своему ребёнку. И в тоже время завязывают часть тела, которой касался запрет, лентой. Постепенно весь родитель оказывается связанным и на предложение встать, естественно, не может его выполнить. Точно так же как ребёнок, которому всё запрещают. После этого каждый родитель подходит и разрезает ленту, снимая запрет на действие, а предлагают действие, которое делать можно. Например, «Не кричи, а говори тише», «Не бегай, а не торопись».
Четыре заповеди мудрого родителя.
Ребёнка просто любить мало. В ребёнке надо видеть человека, личность, уважать его. Не забывайте также и о том, что воспитание – это процесс не моментального действия, а процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если ваше чадо не оправдывает ваших ожиданий, не паникуйте. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, чем можете помочь ребёнку.
]1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Не бывает так, чтобы человек всё знал и всё умел. Самые умные и мудрые взрослые не способны быть успешными во всём. Не надо принуждать, заставлять ребёнка, чтобы он занимался всем, что кажется вам полезным для развития. Попробуйте подобрать то занятие, которое действительно увлечёт малыша, будет приносить ему радость и удовольствие. Хвалите малыша за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Успехи детей всегда приносят моральное удовлетворение родителям. А успехи чужих детей нередко вызывают желание сравнивать своего ребёнка с другим. Воспринимайте удачи чужих, как информацию и не более того. Никогда не говорите, что ваш малыш не такой, как другие. Это может зародить в ребёнке первые ростки зависти, ощущение себя ущербным, не таким, как все. Сомнение в родительской любви.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего лексикона такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это самый неэффективный метод донести информацию до ушей ребёнка. Ребёнок не просил вас родить его, вы сами решили это, и будьте добры, не перекладывайте ответственность на него.
4. Не ругайте ребенка прилюдно.
Довольно часто возникают ситуации, когда вам становится стыдно за поведение вашего ребёнка. Например, ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине, обидел младшего. Надо в первую очередь твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. В таких ситуациях призывать малыша к стыду вполне уместно. Но во всех наказаниях есть мера, и главное не забывайте это!
В конце беседы родителям раздаются памятки с заповедями мудрого родителя.