Ксения Гребенюк
Консультация для родителей «Речевое насилие или как не навредить любимому малышу»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое насилие или как не навредить любимому "малышу".
Говоря о безопасности каждого человека, в том числе ребенка, необходимо иметь в виду не только физическое состояние – безопасность от факторов внешней среды: пожары, дороги, стихийные бедствия, но и психологическое благополучие. Человек, не адаптированный к условиям жизни, постоянно испытывающий эмоциональный дискомфорт или тревогу, не может чувствовать себя в безопасности. Что же влияет на эмоциональное благополучие дошкольника и как обеспечить психологически безопасное пространство для него?
Публикация «Консультация для родителей „Речевое насилие или как не навредить любимому малышу“» размещена в разделах
По отношению к детям совершаются деяния или бездействия взрослых, которые тормозят или вредят развитию его потенциальных способностей, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной и интеллектуальной жизни.
Первостепенное значение для полноценного развития дошкольников оказывает форма взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, в первую очередь с родителями. Существует понятие «речевое насилие», которое совершается с помощью речевых средств и представляет угрозу развития ребенка. Хотя речевое насилие порой не замечется, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. К речевому насилию относятся – оскорбления, угрозы физического наказания, брань, язвительные замечания о поведении, критика в адрес ребенка, подавление его инициативы и т. д. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают взрослому адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. Между «несимпатичной» эмоцией, готовой нас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.
Необходимо давать детям обратную связь в виде «Я - сообщения», что позволяет продемонстрировать ребенку наше отношение к его поведению через проговаривание собственных эмоций и чувств. Предоставляет ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.
Схема «Я – сообщения»:
1. Описание собственных чувств, переживаний и эмоций («Я/мне…»)
2. Анализ причин возникновения реакции взрослого.
3. Безоценочная характеристика поведения/поступка ребенка в безличной форме.
4. Возможные последствия, если ребенок не изменит поведение. Возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.
Например: играя, девочка пытается оторвать кукле ногу. Отрицательная реакция взрослого: «Что ты делаешь? Прекрати немедленно. Ей же больно!», «А если бы тебе пытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?». Сообщение в форме «Я – высказывания»: «Мне очень жаль, когда дети так обращаются с куклами. Если так будет продолжаться, то кукол у нас не будет. Куколку можно покормить или полечить, если у нее болит ножка».
Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Давайте будем терпимыми, любящими и внимательными по отношению к нашим детям.
Помните, что взрослые несут ответственность за создание безопасного пространства для развития детей, создание условий для того, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.