Олеся Колесникова
Семинар для педагогов Тема: «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения
1. Информационная часть.
1.1. Психологическое здоровье человека.
1.2. Специфика психологического здоровья ребенка.
1.3. Факторы риска психологического здоровья детей.
1.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.
2. Практический инструментарий.
2.1. Упражнения на саморегуляцию педагогов.
2.2. Упражнения на саморегуляцию для детей.
3. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Публикация «Семинар для педагогов Тема: „Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Краткое содержание:
Здоровье человека - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия (энциклопедический словарь медицинских терминов).
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. (Дубровина).
Портрет психологически здорового человека :
-спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Этот человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Специфика психологического здоровья ребенка.
Состояние ПЗР можно разделить на три уровня:
Высокий уровень- креативный
Средний уровень- адаптивный
Низкий уровень- дезадаптивный
Высокий уровень ПЗР – креативный- можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
Такие дети не требуют психологической помощи, достаточно проводить развивающие занятия.
Средний уровень ПЗР- адаптивный- относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеют некоторую повышенную тревожность.
Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически- развивающей направленности.
Низкий уровень ПЗР- дезадаптивный- относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Психолого- педагогическое сопровождение детей в зависимости от уровня их здоровья.
С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу.
Детям с психологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу.
Дети из третьей группы, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.
Задачи психологической поддержки детей :
* Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
* Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения)
* Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
1). Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
2). Включение детей, отнесенных ко второму уровню ПЗ, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
3). Подключение детей, отнесенных к третьему уровню ПЗ, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
Упражнения на саморегуляцию для детей.
Модель релаксационного тренинга
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.
Представьте, что в вашей руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки).
Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.
А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот- вот он наступит на ваш живот! Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону! Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону…теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Но слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот! Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Все, опять слоненок свернул в сторону, можно расслабиться. Все хорошо, вы отдыхаете и чувствуете себя легко и спокойно.
А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненькими, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот и постарайтесь, что бы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становиться теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы!
Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!
А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Все напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.
Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте. Как каждый мускул «распускается». В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности и спокойствия. Теперь можно открыть глаза/
Эти упражнения можно выполнять перед сном, чтобы легко заснуть, или в течение дня.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
* Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
* Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
* Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
* Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
* В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
* Создайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
* Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
* Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
* При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
* Создайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Социальный педагог в дошкольном учреждении
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли :
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог :
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
· Работа по защите прав ребенка.
· Работа по социальному развитию личности ребенка.
· Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
· Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
· Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
· Работа с родителями социально опасных семей.
· Работа с социально незащищенными семьями.
· Работа с ближайшим окружением.
· Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами :
· консультации;
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· семинары;
· «круглые столы» с родителями.
С родителями:
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· посещения на дому;
· «круглые столы»;
· родительские собрания;
· родительская гостиная.
С детьми:
· интервьюирование;
· занятия по правам ребенка;
· театрализованные постановки по защите прав ребенка;
· организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т. п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
· комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
· отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
· отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
· детская поликлиника;
· детская библиотека;
· школа;
· дома детского творчества;
· психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
— Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».
— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
— Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.
— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т. д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
· характеристика семей по количеству детей в семье;
· характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
· выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
· выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
· выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
· выделение группы детей из семей безработных;
· выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
· выделение группы детей из семей военнослужащих;
· выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
· выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребё нка относятся:
-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19, а также устанавливает:
-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)
-защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)
-защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34)
-защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)
-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)
-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)
-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56)
-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)
-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст. 56)