Наталья Александровна Яхнович
Консультация для педагогов «Загадки как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь. Это положение общеизвестно. Продолжая и развивая эту мысль, можно добавить, что чем лучше развита устная речь ребёнка, тем быстрее овладеет он при школьном обучении навыком чтения. О необходимости развития речи ребёнка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты прошлого. К. Д. Ушинский, например, ратовал за развитие «дара речи», подчёркивая его значение для развития мыслительной деятельности ребёнка и для всего дальнейшего обучения "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.
Публикация «Консультация для педагогов „Загадки как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как "замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа, выраженное в краткой форме или занимательной форме, иногда стихотворной". Литературная энциклопедия определяет загадку как "замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры ". Иносказание, метафоричность, делают загадку замысловатой ( Аристотель: "Загадка - хорошо составленная метафора") Хотя метафоричность не является обязательным свойством загадки, так как встречаются загадки в форме прямого вопроса где не используется переносное значение слова. Та же литературная энциклопедия сообщает, что первоначально загадка служит культу, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений - мифов. Кроме этого религиозного значения, загадка служила в старину одним из способов испытания мудрости: судьба человека зависила от его находчивости (этот мотив часто используется в сказках, легендах).
Тематика загадок очень разнообразна. Напоминая по форме афоризм, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию явлений природы. Причём в толковании этих явлений используются часто образы животного мира, что говорит о том, что в загадке находит свое выражение анимистическое мировоззрение. "Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат" (небо, звёзды, месяц).
Живя долгие годы в памяти народной, загадка сохранила до наших дней элементы отживших понятий и быта. Для стариков и этнографов такие загадки представляют интерес, а современному человеку уже непонятны "Серое сукно тянется в окно" (дым в курной избе). Иные загадки дают довольно точное описание предметов старого быта, семейных устоев и обычаев. В знаменитом словаре В. И. Даля таких загадок много.
Для работы с детьми мы отбираем загадки о животном и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования.
Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предметы рисованы яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Например, если сравнить две загадки (о мышах) 1)"Маленький шарик по полочкам шарит, 2)"Маленькие зверьки, серенькие шубки, остренькие зубки", то увидим, что в первой - предмет описывается слишком неопределённо, без учёта типичных признаков, и потому дети на неё дают такие ответы: солнечный зайчик, паук, мышь. Вторая же точно и полно характеризует предмет и отгадывается легко. Точно так же дети дают разноречивые ответы на загадку о ветре : "Вокруг коса вьётся, а в руки не даётся" - это и комар, и бабочка, и пушинка, и мотылёк. Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь. Например, загадка о самоваре : "В небе дыра, в земле дыра, а в середине огонь и вода". Или: «Новая посудина, а вся в дыpax» (сито, решето); "Сто братьев в одной избушке ночуют " (зёрна в колосе).
Городские дети не всегда даже отгадывают загадку о корове : "Посреди двора стоит копна : спереди вилы, а сзади метла", так как им незнакома семантика слов - копна, вилы.
Большой интерес для детей представляют авторские загадки в стихотворной форме, где требуемое слово подсказывает в последней строчке рифма ("подскажи словечко"). Широко известны стихотворение загадки К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Серовой и других авторов.
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность при работе с загадками. Вероятно, было бы целесообразно вначале знакомить детей со стихотворениями - загадками, в которых обращено внимание на многозначимость слова. Это приучит ребёнка белее пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл его.
Помимо обогащения и уточнения словаря ребёнка, эти загадки вызывают большой интерес, так как, по значениям исследователей детской речи, знакомство с новым значением уже изветного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных заключена тайна и её можно разгадать. Затем можно перейти к загадкам с подсказкой (подскажи словечко", которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами, и затем можно загадывать и авторские загадки, и народные. Причём авторские загадки, обычно распространенные по форме, подробно характеризуют предмет или явление.
Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса приносит большую пользу, так как обогащает словарь и речь в целом.
И наконец, почти любую загадку можно взять, как исходный материал для составления предложения со словом-отгадкой. Нецелесообразно говорить детям: "Составьте предложение с таким словом ( например: со словом черепаха после ответа на вопрос: "Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто?", так как сам термин "предложение" ещё не знаком, и они не поймут нашего требования. Умению составлять предложение надо учить и лучше всего это делать, добиваясь полного ответа на предложенный вопрос. Например загадка о воробье ("Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает").
Детей можно спросить : "Где живут воробьи, чем они питаются, кто является врагом воробьев?" Животный и растительный миры наиболее близки и понятны детям, они окружают их, и наблюдательный глаз подмечает все детали, а восприимчивая память фиксирует их.