Ольга Клевцова
Консультация для педагогов «Этапы подготовки к театральным постановкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Этапы подготовки к театральным постановкам»
Музыкальный руководитель - Высшей квалификационной категории
Клевцова Ольга Анатольевна
Санкт- Петербург 2017г
Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов :
1) Этап – Знакомство
Публикация «Консультация для педагогов „Этапы подготовки к театральным постановкам“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации, видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
2) Этап – Обыгрывание
Обыгрываются различные сцены.
При этом возникают две основные проблемы:
1. Что делать, если не хватает на всех ролей;
2. Кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую решить можно с помощью дополнительных ролей.
Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят вы исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.
3) Этап – Рабочий период
Желательно проводить в форме творческой игры, где у каждого ребенка есть своя конкретная роль.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные игровые приё мы:
• Выбор детьми роли по желанию;
• Распределение роли по карточкам (выбирается любая карточка с изображением персонажа);
• Проигрывание ролей в парах.
• Проигрывание ролей с игрушками (настольный театр, театральные куклы)
В течении всего рабочего периода, надо не забывать о театральных играх, которые развивают: мимику, жест, эмоциональную театральную речь, выражение эмоций при создании образа героя, пространственная адаптация во время исполнения ролей.
4 Этап – Общая репетиция
Все сцены объединяются. Организация общей репетиции должна быть наиболее четкой и отработанной во всех мелочах.
5 этап – Исполнение спектакля
Самое главное настроить детей на исполнение – задать хороший, бодрый тон.
Напомнить, что если кто-нибудь собьется или забудет текст, не пугается, а импровизирует.
После спектакля – обязательно похвалить детей, но напомнить какие были недочеты и ошибки, иди, даже предложить детям самим вспомнить свои недостатки.
Я хочу вам предложить театральные игры, которые помогут вам раскрыть театральные способности детей :
1 Игры на создании образов
• Игры на эмоции (работа с мимикой и жестом)
Дети и педагог делают круг. Педагог поочередно предлагает с помощью мимики и жеста изобразить эмоциональные состояния:
- мне холодно
- мне жарко
- мне грустно
- я сержусь и так далее…
Затем можно предложить изобразить эмоциональные переживания героев постановки.
Возьмем к примеру: постановку «Снежная королева» :
- Герда грустит
- Кай обижается
- Снежная королева злится на Герду.
- Маленькая разбойница вредничает….
- Олень благодарит
- Герда мерзнет
Затем можно перейти к более сложным показам, в которых задействованы не только мимика и жест, но и конкретные действия героев.
• Создание образов
1) «Немое кино».
Педагог предлагает детям выбрать роли. Дети изображают, но молча, своих героев, а педагог озвучивает краткий сюжет сказки, без диалогов.
2) «Заводные игрушки»
Дети становятся в ряд. Один ребенок изображает покупателя. Покупатель называет игрушку - которую он хочет купить. Как только раздается сигнал, заводные игрушки оживают и двигаются в соответствии заданному образу.
Следующим покупателем становится тот ребенок, который точнее всего изобразит заданную игрушку. Игра продолжается с новым покупателем, который предлагает другую игрушку купить.
3) «Море волнуется»
Старая, добрая игра в несколько расширенном виде.
- Море волнуется – раз!
- Море волнуется – два!
- Море волнуется – три!
Морская фигура – замри. Дети замирают в позе созданного образа. Дети не должны повторять друг друга.
Можно предложить изобразить другие темы для образов
- Сказочная фигура - замри.
- Уличная фигура – замри.
- Мультяшная фигура – замри.
4) «Путешествие по лесу»
Педагог приглашает в путешествие в лес. Дети под музыку или сопровождая звуками «Пых- Пых», едут по группе или на площадке.
Педагог рассказывает о встрече тех или иных животных – дети их изображают.
Эту игру можно играть как в младшем, так и в старшем возрасте, усложняя образы животных.
2 Упражнения на развитие голоса и речи
• Упражнения на дыхание:
1) Ветер (глубоко вздохнуть и, медленно выдыхая, произнести «У-у-у….»
2) Филин (глубоко вздохнуть и, выдыхая, резко произнести «Ух»
3) Эхо (глубоко вдохнуть и, выдыхая произнести «Ты кто-кто-кто-кто…»
4) Волки (глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у», при этом звук поднимается снизу – вверх.
• Упражнения на силу голоса
1) «Большой и маленький»
Ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок (Как стучит большой молоток и как маленький).
2) «Далеко и близко»
Ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
3) «Была тишина.» :
Была тишина, тишина, тишина, (тихий голос)
Вдруг грохотом грома сменилась она. (громкий голос)
И вот уже дождик тихонько –Ты слышишь? –
Закапал, закапал, закапал по крыше. (тихий голос).
• Упражнения на интонационную выразительность речи
Игра «Кашка»
Самое важное в этой игре окрашивать голос, соответствующий выразительности в зависимости от характера героя.
Дети и педагог стоят в кругу :
- Варила мама кашку – кашку- малашку (делаем круговые движения)
-Кашку посолила, сахар положила (показываем)
- Вкусная кашка – кашка- малашка (гладим себя по животику)
Педагог предлагает детям назвать кашку
- Ман-на-я каш-ка, каш-ка-ма-ла-шка (прохлопываем слоги)
Дальше детям предлагается озвучить другого героя, напромер:
- Варил медведь кашку….
- Варила Бабка – Ежка…
- Варил робот кашку…
- Варила мышка кашку
3 Игры на внимание
• Игры на развитие зрительного внимания
1) «Комплименты»
Дети сидят в кругу. Каждый говорит соседу справа комплимент (у тебя красивые волосы, мне нравится твоя футболка и так далее)
2) «Игра с мячом»
Дети сидят в кругу и перекатывают мяч, называя при это то, что им не нравится, одним словом.
Затем перекатывают мяч, называя то, что им нравится.
3) «Какое у тебя настроение?»
Дети стоят в кругу. Каждый ребенок, когда подходит его очередь, называет свое имя и одновременно показывает движение, соответствующее его сегодняшнему настроению.
• Игры на организацию внимания
1) «Переглядки»
Дети стоят врассыпную, а ведущий напротив. Ведущий глазами подзывает одного из детей и они меняются местами. Игра продолжается
2) «Собрались мы все в кружок»
Дети с педагогом стоят в кругу.
- Собрались мы все в кружок,
- Раз дружок (наклоняются к правой руке и три раза качают)
- И два дружок (наклоняются к левой руке и три раза качают)
- Мы веселые ребята, а ребята мы? Котята (тигрята, слонята, жеребята, страусята)
- Мы сейчас гулять пойдем (изображают котят) Пока дети ходят, то они должны взглядом выбрать себе пару.
- Быстро пару мы найдем (поворачиваются к паре)
- Поздоровайся со мной (здороваются)
- Самый лучший друг ты мой (обнимаются)
При повторе игры: дети стараются находить все время другую пару.
• Игры на развитие слухового внимания
«Слушаем тишину»
Дети закрытыми глазами слушают улицу, детский сад. По хлопку педагога дети открывают глаза и рассказывают о звуках, которых услышали. Можно предложить послушать звуки природы.
Самое главное, что театрализованная деятельность дает возможность детям реализовать себя сразу во многих направлениях, а театральные игры помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Играйте в игры, ставьте спектакли, и дети вас будут приятно удивлять – творческих успехов!