Ольга Мокшина
Консультация для педагогов «Возрождение русских национальных традиций посредством приобщения дошкольников к творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Воспитание на сегодняшний день является главной задачей государства. Именно вопросу воспитания в современном образовании уделяется большое внимание: разрабатываются программы и технологии, обновляются методы и подходы. Но неизменным остается утверждение о роли национальной культуры и традиций в воспитании и развитии личности ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Возрождение русских национальных традиций посредством приобщения дошкольников к творчеству“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Возрождению национальных традиций, приобщению молодого поколения к ис-токам национальной культуры, воспитанию патриотических чувств, в современном обществе уделяется большое внимание.
Развитие личности ребенка как носителя национальной культуры возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Национальные традиции – это то, что передается из поколения в поколение: нормы поведения, ценности, обычаи, идеи…
Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев сво-его народа, родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
Одним из средств приобщения ребенка-дошкольника к народной культуре и традициям является народное творчество, в том числе и декоративно-прикладное. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ре-бенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает но-вым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают нам богатство культу-ры народов, в частности самобытность русского искусства, помогают нам узнать обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, приобщают к труду и показывают красоту человеческой души.
Народное искусство по своей природе близко детскому творчеству : его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вы-зывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В детском саду детей знакомят в русским народным декоративно-прикладным искусством, а именно: с дымковской и филимоновской росписями, искусством Хох-ломы и Гжели, городецким и жостовским узором. Познавая семантику народного ор-намента, его композицию и выразительные особенности, дети учатся понимать красоту родной природы, познают «законы красоты» - природной и человеческой, развивают художественный вкус; у них пробуждается национальное самосознание, происходит духовное развитие личности ребенка. Тем самым укрепляется связь поколений, происходит возрождение культуры.
Учитывая значимость народного декоративно-прикладного искусства в воспитании личности ребенка, можно выделить несколько потребностей, определяющих ее ведущие стороны:
- духовно-нравственная потребность;
- гражданско-патриотическая;
- потребность выражения национального самосознания;
- познавательная;
- художественно-эстетическая;
- потребность самовыражения.
Таким образом, возрождение русских национальных традиций играет огромную роль в воспитании и развитии личности ребенка. Национальные традиции укрепляют связь поколений, переносят ценности и нормы жизни прошлой в современный мир связей и отношений, формируют личность самостоятельную, духовно-нравственную, креативную; воспитывают патриотические чувства, так важные в современном обще-стве.
Список использованных источников
1. Князева, О. Л. Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство- пресс, 2008. - 304с.
2. Малыгина, Е. Уметь видеть прекрасное / Малыгина Е. // Дошкольное воспитание. – 2002.- № 5. – с. 53-54.
3. Маханева, М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников/ М. Д. Маханева // Дошкольное образование. – 2005. - № 1. – с. 55-57.