Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитание посредством добрых сказок»

Розалия Герасимова
Консультация для педагогов «Воспитание посредством добрых сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Герасимова Розалия Павловна педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №14» г. Чебоксары.

Читайте сказки, стар и млад,

И в доме вашем будет лад,

И в жизни все осуществится,

Не бойтесь мудрости учиться!

Поэт-бард Мария Скребцова

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание посредством добрых сказок“» размещена в разделах

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно в этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталлоци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время: знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок сказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое на все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказки на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процесс дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Поэтому у некоторых детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В современной психологической науке и практике актуальной проблемой становится духовно развитая личность с ее эмоционально-волевой направленностью.

В этом случае сказкотерапия – уникальный метод для работы по формированию нравственных чувств. Сказка способна влиять на внутренние планы субъективной реальности человека еще до рождения и в течение всей жизни, во – первых, развивая, во – вторых, корректируя их. Сказки, прежде всего, отражают эмоциональное сопереживание сказочным героям, развивается и обогащается собственный мир и понимание его модальностей. Они дают уникальную возможность на метафорическом уровне прочувствовать некоторые эмоционально – значимые, жизненные ситуации и отреагировать на позитивные и негативные эмоции. Процесс обдумывания и понимания поверхностного и глубинного смысла художественного текста и иллюстраций сказок развивает мыслительные операции, совершенствуя творческое мышление и познавательную сферу.

Работая с детьми дошкольного возраста долгое время, мною наработана практика использования сказкотерапии в целях коррекции агрессивного поведения. Прекрасным материалом для такой работы являются сказки из книг А. А. Лопатиной и М. В. Скребцовой «Природа – глазами души» (серия «Книга для занятий по духовно-нраственному воспитанию»)

Проводимые в данных книгах занятия состоят из сказок, стихов, игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание каждой темы. Сказки ненавязчиво и естественно учат наших детей добрым качествам

В чем уникальность методики авторов книг, которые привлекли нас к использованию этих сказок по работе с детьми? Если традиционная отечественная школа предполагает "наукоучение", развитие навыков логического мышления ребенка, литературоведение при анализе художественного произведения, то А. А. Лопатина, М. В. Скребцова в русле гуманистической педагогики сотрудничества обращаются к личностному осмыслению прочитанного каждым читателем. Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.

Авторы предлагают юным читателям осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его "проживание" в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, педагогом и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых помогает выстраивать доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к познавательной деятельности.

Самое важное в серии книг А. А. Лопатиной и М. В. Скребцовой – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, педагоги найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их питомцам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

После проведения цикла занятий можно было уже говорить о таких нравственных качествах наших детей: доброте, гуманности, отзывчивости, способности к сопереживанию – эмпатии. Дети рисовали на каждом занятии свои впечатления. Для нас было важно не только то, что дети выполняли свои работы технически грамотно, умело, красиво, ярко, а то значимо, какое душевное состояние и настроение они передают, какими человеческими свойствами эти образы наделены.

Дети еще не понимают, что с помощью художественной литературы, изобразительного искусства можно выразить свои эмоции, сдерживать их в себе. Но как мы заметили, что после рисования происходит разрядка, и дети избавлялись от агрессии. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка позволяют человеку выразить свои эмоции в культурной форме. Мы успешно и с большим эффектом провели цикл занятий по коррекции агрессивного поведения детей с помощью сказкотерапии. Работая со сказками этих авторов мы нашли в предложенных ими текстах и заданиях к ним материал, который помогал детям стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Главный смысл обучения детей авторы этих сказок видят именно в духовно - нравственном воспитании. Эти сказки помогают решать вопросы отношений в семье и со сверстниками, формируют адекватную самооценку, дают мощную нравственную базу. Помогают наладить гармоничные, доверительные отношения между родителем и ребенком, прекрасно развивают воображение, образное мышление, творческие способности.

Сказки, услышанные в детстве, во многом формируют у ребенка восприятие действительности, этические нормы. Чтобы не пускать этот процесс на самотек Мария Скребцова и Алена Лопатина систематизировали творчество многих народов, выбрали те произведения, которые больше всего помогут воспитать у ребенка честность, доброту, смелость, правдивость. В нравственном и творческом воспитании они видят главный смысл обучения. Ребенок должен знать не «что» он учит, а «зачем» он это учит и «как» с этим будет жить.

Таим образом, проведение занятий по сказкам этих авторов помогает создать такие условия, через которые ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В ходе чтения этих сказок у детей возросло чувство эмпатии, сопереживанию герою, осознание собственных эмоций и желаний, способность выразить их в речевой деятельности, при этом проявляли оригинальность в выражении собственного отношения к предложенной ситуации, иногда поражая взрослых своими высказываниями.

Литература.

1. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Мир твоей души. Книга III. / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Сфера, 1999.- 579 с.

2. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Природа – глазами души (книга для занятий по духовному воспитанию)/ А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Сфера, 1999.- 546 с.

3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Сказки о цветах и деревьях/ А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Сфера, 2000.- 364 с.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой/ Л. Б. Фесюкова. – Харьков: 1997.- 237 с.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Сценарий развлечения «В мире сказок, добрых и смешных» (старшая группа)Сценарий развлечения «В мире сказок, добрых и смешных» (старшая группа) Цель: формирование интереса к сказкам через эмоциональную двигатель-ную деятельность. Задачи: Социально-коммуникативное развитие:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание посредством добрых сказок»
Опубликовано: 23 января 2020 в 11:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Воспитание посредством добрых сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Розалия Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД