ольга чичаева
Консультация для педагогов «Сравнительно-отличительный анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сравнительно – отличительный анализ развивающей предметно – пространственной среды в ДОО».
Подготовила: воспитатель 1 категории Чичаева. О. Г.
Публикация «Консультация для педагогов „Сравнительно-отличительный анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО“» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование (играют не вместе, а рядом).
Область познавательного развития :
Сенсорный стол: дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т. д., домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
Серии картинок ( тематические альбомы: мебель, одежда и др.).
Стол для игр с песком и водой ( плавающие игрушки: рыбки, утята, куклы- песочные наборы, совочки, ведерки).
Уголок (или центр) по выбору педагога природы : Цветущее растение с крупными листьями. Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы. Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь). Природный материал для исследования: песок, вода, разные виды бумаги, шишки.
Область социально- коммуникативного развития :
Коляски, легковые и грузовые машины, рули, заводные машины, машины на верёвочках, тележки, каталки, автобусы, теплоход, лодка и т. д.
Детская мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце.
Дидактическая кукла с набором одежды по сезонам.
Предметно-тематические образные игрушки : куклы, животные, различные по материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, резиновые, размеру (большие, средние).
Игрушки-забавы.
Уголок уединения: диванчик, мягкие игрушки, диванчик, стульчики, альбом семьи, детские телефоны, смайлики настроений, мягкие подушки.
Область художественно – эстетического развития :
Крупный строительный материал,
Средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).
Доска, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рейке и снимается.
Материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, маркеры, бумага, пластилин, доски).
Театральный уголок: кукольный театр, различные виды пальчиковых кукол; шапочки к сказочным персонажам; настольный театр игрушек, ширма (настольная)
Музыкальный уголок: Музыкальные инструменты:, барабаны, металлофоны, треугольник, бубен, погремушки.
Музыкальные игрушки: копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.); образная игрушка, «играющая» на музыкальном инструменте; неваляшки; музыкальная юла.
Область физического развития : Мячи, обручи, флажки. Ленточки. Кубики, шишки. Маски для подвижных игр. Горка. Различные игрушки-качалки. Каталки (на веревочке). Резиновые и надувные мячи. Спортивные модули.
Область речевого развития : книги по возрасту детей, книжки – малышки, книжки со звучание песенок, мелодий, русские народные сказки, серии картинок о времени года, сюжетные картинки с разной тематикой крупного формата.
Вторая младшая группа(3-4г.) :
Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Область познавательного развития : наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др. ; разрезные предметные картинки : «Овощи», «Фрукты», «Животные», кубики с предметными картинками (набор из 4 – 6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»). Сенсорика со 2полугодия переходит в математику (раздаточный материал на каждого ребёнка, демонстрационный материал: яркий, крупный).
Уголок исследователя: емкости для игр с водой, песком, песок, формочки; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны, элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; разнообразные волчки, игрушки- забавы.
Уголок природы: Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан. Календарь природы (картины по временам года) Зимний огород: посадки луковиц. Рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток (прорастания луковиц). Осенние листья, срезанные ветки деревьев (конец февраля) : тополь, береза, «Времена года». Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи). Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
Область социально- коммуникативного развития :
Модуль сюжетно- ролевой игры семья (большой, сборный) и маленькие наборы (больница, магазин, парикмахерская – для сюжетов)
Уголок безопасности: Дидактический материал. Дидактические игры. Дорожные знаки. Макет дороги. Материал по ОБЖ и ПДД;
Уголок уединения: Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани. Подушки
Область художественно – эстетического развития : Настольный мелкий деревянный конструктор. Мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек. Тематические конструкторы. Модели готовых построек. Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.
Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр. Крупные трафареты различных животных и овощей. Цветная бумага, раскраски. Материалы для нетрадиционных техник рисования. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, жёлуди и пр. Поделки из природного и бросового материала. Иллюстрации Рачева, Васнецова к русским народным сказкам.
Театральный и музыкальный уголок: Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, Ширмы настольные, фланелеграф, Элементы костюмов; полумаски.
Область физического развития : шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки. Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия.
Область речевого развития : художественная литература соответственно возрасту и тематике; детские журналы; дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Большой и маленький» и др.
Средняя группа (4 – 5 лет)
В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
Область познавательного развития : дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет; геометрические фигуры и тела; цифровой ряд от 0-5; демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.
Развивающие игры : «Сложи узор»; дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия». Игры для интеллектуального развития : настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.
Уголок исследователя: специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы.
Уголок природы: Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус. Календарь природы.
Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.
Ветки деревьев (конец февраля) : тополь, береза, сирень; рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.
Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
Область социально- коммуникативного развития : Сюжетно- ролевые игры в контейнере с маркером (больница, магазин, парикмазерская). Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров. Разнообразные виды транспорта. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности, строительные игры «Гараж, Парковка».
Уголок безопасности: Элементарные макеты дороги (светофор, дома, перекрёсток). Наборы машинок.
Дорожные знаки. Настольно – печатные игры, Тематические альбомы с видами различного транспорта.
Уголок патриотического воспитания: флагОренбурга, флаг России, оренбургский пуховый платок, хлеб.
Уголок уединения: - кубик эмоций, настроение мальчиков и девочек (альбом смайликов).
Область художественно – эстетического развития : материалы о художниках – иллюстраторах; портреты поэтов, писателей. Трафареты, лекало. Альбомы для раскрашивания. Бумага разного качества. Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки. Материалы для разных техник рисования. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр. Стенка для выставки детских работ. Мольберт. Макет построек (конструктор). Иллюстрации России и её городов, произведений народного искусства, иллюстрации кукол в национальных костюмах. Альбом «Мой Оренбург». Настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица».
Театральный и музыкальный уголок: -
Область физического развития : Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. Дидактические игры по физической культуре.
Область речевого развития : увлечения детей (открытки, календари); - иллюстрации писателей и их произведений; дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ».
Старшая и подготовительная группа (5 – 7 лет)
Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована.
Область познавательного развития : Игры для интеллектуального развития : настольно-печатные игры, листочки с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки.
Дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам;
пособия по обучению счету (лесенка счетная, числовая для сравнения чисел);
модели (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция равнобедренная, деление целого на части 4-8);
планы и схемы («числовые фигуры», «схемы пути» (по местности, по комнате); таблицы («Целое и часть», «Сотня»);
модели временных отрезков (дисковая, (спиральная) : утро, день, вечер, ночь, сумерки, рассвет, закат, восход, заря; вчера, сегодня, завтра; дни недели, год, месяц, поры года;
мерки условные: веревки, шнуры, нитки, ленты, полоски бумаги (картона);
цифровой ряд от 0-9;
Уголок экспериментирования: материалы для экспериментирования с песком, водой и снегом, элементарные измерительные приборы: линейки разного размера, емкости различной формы одинакового и разного (5–6 шт.) размера, вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести, предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов. Оборудование для экскурсий (совки металлические для выкапывания растений, сачки для ловли насекомых и водных животных, пакетики для сбора семян, пресс для засушивания растений, емкости).
Уголок природы: Комнатные растения разных природных зон (из пустыни, тропиков, субтропиков, с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими и др. ; древовидными, утолщенными, ребристыми, с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности, с различным расположением листьев (очередным, супротивным: парные, мутовчатые, разных видов уже имеющихся родов (традесканция, кливия, амариллис, плющ, комнатный виноград). Дневник наблюдений. Пульверизатор для опрыскивания растений, емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень
Область социально- коммуникативного развития : Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе». (контейнеры)
Тематические наборы («Скотный двор», «Птицы», «Джунгли» и др.);
Предметы игрового обихода (мебель-игрушка для кукол мелкого и среднего размера (спальня, столовая, кухня).
Предметы-заменители : абстрактная игрушка, природный материал.
Игры-забавы: бирюльки («Рыболовы», летающие колпачки, бильбоке. Уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
Примечание: необходимо в игровом центре иметь сюжетно ролевые игры, современной тематике, например «Банк», «Гипермаркет», «Дом моды», «Фотостудия», «Автосервис» и др.
Уголок безопасности: Макет-план микрорайона, города (с действующим светофором); дидактические, настольные игры по профилактике ПДД; плакаты, дорожные знаки, раскраски; литература о правилах дорожного движения.
Уголок патриотического воспитания: фото президента (в подготовительной группе, герб Оренбурга, флаг и герб России, оренбургский пуховый платок, хлеб.
Уголок уединения: Ширмы. Крупный модульный материал. Складные домики
Область художественно – эстетического развития : мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем. Фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры) : машины, паровозы, дома и пр. Модули, схемы. Открытки, чертежи построек. Фотографии зданий, рисунки построек. Альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров. Предметы искусства.
Предметы одежды и быта : традиции, обычаи, фольклор, геральдика России, родного города.
Макеты города, план детского сада и др. Куклы в национальных костюмах.
Карта России, родного города. Портреты знаменитых людей России и родного города.
Театральный и музыкальный уголок:- различные виды театров, сказочные персонажи из мультфильмов (игрушки)
Область физического развития : Кегли, городки, тренажеры, массажные коврики.
Область речевого развития : иллюстрированные альбомы, книги, комиксы, фотографии; серии картинок разной тематики (времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др., историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т. п.); оборудование для обучения детей грамоте (таблицы алфавитные, плакаты двусторонние («Морская азбука», «Азбука растений», «Азбука животных»); материал для составления предложений (сюжетные картинки, графические схемы); модели (кубик «звуковой», звуковые «часы» и др.); карточки-символы для звукового анализа слов, карточки для вычленения словесного ударения, картинки-схемы слов из 3–5 звуков; материалы для чтения: игровые наборы с правилами: «Живые слова», «Составь слово», «Веселый алфавит» и др., схемы-модели для составления разных видов рассказов.
Вывод:
В завершении своего анализа предметно- пространственной среды в ДОО, хочется сделать вывод:
Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.