Лариса Панкратова
Консультация для педагогов «Стратегии работы с поведением. Стресс и среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Среда оказывает огромное влияние на поведение. Сумбурная обстановка (жара, шум, суета) может вызывать «взрывы поведения, тогда как умиротворяющая атмосфера стимулирует его более спокойные формы. Это наблюдение вдвойне относится к детям с аутизмом. Мягкая неторопливая речь зачастую может оказать исключительно позитивное воздействие на неприемлемое поведение, однако люди склонны делать прямо противоположное: они повышают голос и говорят быстрее. В результате обстановка нагнетается, взвинчивая ребенка и вас. Какой обычно бывает наша первая реакция на действия ребенка, хватающего материалы для занятий? Без малейшего раздумья мы отбираем эти материалы, чтобы вернуть контроль над ними. Однако именно такое внезапное физическое вмешательство увеличивает сумбур и ведет лишь к тому, что ребенок начинает яростно стремиться к контролю над ситуацией.
Публикация «Консультация для педагогов „Стратегии работы с поведением, Стресс и среда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
Полезно и самим потренироваться в приемах управления стрессом : так вы сможете оставаться спокойными в стрессовых ситуациях. Сохраняя медленное и глубокое дыхание, напоминая себе о необходимости успокоиться, представляя себе приятный пейзаж или просто взяв небольшую паузу, вы сможете восстановить свое самообладание, а значит, и самообладание ребенка. Сохраняя спокойствие, вы не только снизите вероятность дальнейшей эскалации ситуации, но и, скорее всего, сумеете отнестись к ней более объективно. Уменьшится также и ваше негативное внимание, которое может лишь подкрепить неприемлемое поведение ребенка.
Если вы ослабите борьбу за контроль над ситуацией, снизится и вероятность резких вспышек в поведении ребенка. Весьма эффективным в этом случае становится способ, когда вы передаете ребенку часть полномочий, предоставляя ему выбор. Возможность выбора («Поиграем на полу или за столом?», «В какую игру ты хочешь поиграть?») нередко помогает создать более спокойную обстановку.
Не выдвигайте требований, которые приведут к баталиям, пока вы сами не подготовились к ним (например, подойти к стулу, посмотреть на воспитателя, сидеть тихо, говорить «Здравствуй» и «До свидания». Вам решать, насколько эти требования важны, и готовы ли вы их предъявить! Иными словами, старайтесь никогда не выдвигать требований, пока вы не будете готовы столкнуться с тем, как воспримет эти требования ребенок и, возможно, обеспечить ему физическую подсказку.
Скука часто становится причиной появления неприемлемого поведения. Необходимо постоянно оценивать, как скука может влиять на его возникновение. Однако полностью избавить ребенка от скуки не всегда удается, и порой это даже нецелесообразно. Дети должны научиться справляться с тем, что им бывает скучно. С другой стороны, нужно стараться не создавать скуку на пустом месте, если в этом нет необходимости.
Когда неприемлемые формы поведения все-таки проявляются, на них нужно обращать как можно меньше внимание, а иногда и полностью игнорировать. Конечно, если поведение опасно или чрезвычайно отвлекает остальных, вы должны постараться его остановить (например, выведя ребенка из помещения или же физически подсказывая ему держать руки вдоль тела). Однако делать это нужно, предоставляя ребенку как можно меньше внимания, с минимальным зрительным контактом и минимумом слов. Когда вы предоставляете минимум внимания, вы обходите «подводные камни», одновременно лишая ребенка «награды» в виде вашего повышенного внимания, которое поддерживает его поведение.