Наталия Константиниди
Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Проведя сентябрьскую диагностику нами было выявлено, что у многих детей:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. А зачастую и вообще однословная речь, состоящая лишь из однословного ответа на вопрос.
Недостаточный словарный запас.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Бедность диалогической речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Не способность построить монолог. Большинство детей не смогли составить нам рассказ ни по серии сюжетных картин, ни по сюжетной картине. Они подменили рассказ перечислением предметов и действий.
Отсутствие навыков культуры речи.
Поэтому нам важно было выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе.
Цель:
- Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Для осуществление цели и решения поставленных задач нам необходимо было выбрать следующие направления:
1. Развитие речи с помощью предметно-развивающей среды.
2. Развитие речи на протяжении всех видов непосредственно- организованной образовательной деятельности.
3. Развитие речи детей во время общения взрослых и детей.
Развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
• должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации
• должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий; учет возрастных особенностей детей.
• должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые центры. Разработаны определенные требования к их содержанию.
Требования к содержанию речевых центров:
• Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
• Речевой центр желательно разместить рядом с книжным уголком.
• Оформление речевого центра должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
• Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
• Не следует перегружать центр оборудованием.
• Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Необходимый дидактический материал, располагаемый в речевом центре:
• Картинки по лексическим темам
• Материал по развитию артикуляционной моторики
• Индивидуальные зеркала
• Пособия для развития дыхания
• Пособия для развития мелкой моторики
• Материал по звукоподражанию
• Игры и пособия по автоматизации звуков
• Игры по лексике и грамматике
• Игры по развитию связной речи
• Материал по грамоте
• Художественные произведения по программе
• Словесные дидактические игры
• Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки
• Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
• Восприятие речи взрослых
• Наблюдение за языком
• Вовлеченность в активную речевую среду
• Диалог между взрослыми
Таким образом, правильно организованная речевая среда способствует речевому развитию, как средства общения и факта культуры, обогащению активного словаря, развитию связной речи, речевого творчества.
Я расскажу, как мы в своей группе решаем задачу развития речи детей с помощью предметно-развивающей среды.
Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Ежедневно мы знакомим детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных литературным языком.
Мы оформили в группе книжный уголок, наполнили его:
• детской –литературой по возрасту
• портретами детских писателей и иллюстрациями к их произведениям
• картотекой малых фольклорных форм (пословиц, потешек, скороговорок, чистоговорок, стихотворений для заучивания
• книжками-малышками
• картотекой словесных речевых игр
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Знакомит детей с окружающим миром через образы, краски и звуки. Речь детей становится выразительной и образной. Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными.
В группе оформлен уголок театрализации, где дети с удовольствием проводят время. Театрализованный центр пополнился:
• разными видами театра (самодельный пальчиковый театр, настольный, на фланелеграфе)
• имеется ширма
• большое количество атрибутов и масок для театральных постановок в группе
• дидактические игры по ознакомлению детей со сказками
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
МЕЛКАЯ МОТОРИКА– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует вывод: РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НЕРАЗРЫВНЫХ ПРОЦЕССА.
В нашей группе создан уголок сенсорного развития, имеются пособия для развития мелкой моторики :
• Игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусы, пуговицы, конструкторы и т. д.)
• Пальчиковые игры (В нашей группе собрана папка с пальчиковыми играми по лексическим темам)
• Сухой бассейн
• Игрушки – шнуровки
• Трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА направлена на достижение определённых целей. Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. Это достигается путём проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений и словесного сопровождения подвижных игр.
Собраны картотеки:
• Подвижных игр
• Картотека физкультминуток
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА оказывает положительное влияние на развитие речи детей. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за неё, подражает гудению самолёта, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
• закреплению навыков пользования инициативной речью,
• совершенствованию разговорной речи,
• обогащению словаря,
• формированию грамматического строя языка и т. д.
В нашей группе имеются такие игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Шофёры», «Парикмахерская», «Моряки», «Театр» и др.
Группа оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи у детей.
В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы советуем совместно с детьми изготовить макеты: например, «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместить их в уголке природы.
Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, имеются конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ПРОГУЛКЕ
ПРОГУЛКА - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно – речевого развития ребенка. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов.
В своей работе с родителями мы используем следующие формы:
• индивидуальные беседы,
• рекомендации по развитию лексико – грамматической стороны речи (имеется папка); рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, потешек, считалок;
• консультации и советы, какие книги следует читать детям
организовываются тематические родительские собрания.
Необходимо систематизировать практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия, тематические альбомы, игры для развития мелкой моторики.
Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.
Поэтому было бы неплохо иметь в группе героя, например, им может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Можно создать Книгу Сказок, Энциклопедию Стихов, куда вы с детьми сможете записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми.
Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие воображения, мышления и речи детей.
Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление рассказов по картине.
Используя в своей работе приемы моделирования, алгоритмы, схемы, можно познакомить детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок. Важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.
Для создания новых образов героев детских сказок используйте игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Также можно использовать игру «Необыкновенное животное» : путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Затем придумывает ему имя, определяет место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.
Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.
Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми, развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.
Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.
Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно ис-пользовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, применяйте приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры.
Не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге».
В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.
Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т. д.)
Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, сочиняют загадки, сказки и т. д.).
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», поэтому используйте игры драматизации, инсценировки.
В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.
Применять наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, проводя наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществлять экскурсии, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.
Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы.
Используя словесные методы, читайте и рассказывайте детям художественные произведения, заучивайте с ними наизусть стихотворения, пересказывайте знакомые им сказки и рассказы, беседуйте на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывайте с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите, как провели выходные?», «расскажи, как прошёл твой день рождения?»
В театрализованном уголке можно поселить, например, бабушку- рассказушку, которая будет присутствовать в любом режимном моменте и просить детей рассказать о своих действиях.
Применяя практические методы используйте в работе с детьми различные дидактические игры.
Правильно выбранные формы и методы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.