Екатерина Горячкина
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе (для детей с ТНР)»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием для начала школьного обучения является хорошо сформированная устная речь. Недостатки речи, как правило, приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребенка в своих силах.
Правильная организация работы по исправлению речи состоит в том, чтобы, опираясь на игру подводить детей к выполнению коррекционных заданий.
В настоящее время в логопедической практике недостаточно используются современные образовательные технологии в коррекции звукопроизношения, такие как, интеллектуальные карты, модели артикуляции звуков, биоэнергопластика, кинезиология, игры- лабиринты, мнемотаблицы, сказки-связки. До сих пор не было системно представлено использование этих технологий на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе (для детей с ТНР)“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Представленные современные образовательные логопедические технологии имеют между собой много общего, так как обеспечивают гармоничное развитие речи и мышления, активизируют внимание, память, мелкую моторику, что помогает в постановке и автоматизации звуков.
Конечно, некоторые современные образовательные технологии ( такие как: биоэнергопластика, кинезтология, мнемотаблицы, модели артикуляции звуков) вам хорошо знакомы, и вы используете их в своей работе.
А я хотела остановиться на самых интересных.
В настоящее время появляются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие образного мышления и в то же время повышающие устойчивость к психологическим стрессам за счёт усиления механизмов психологической защиты.
Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Отличительным свойством методики использования интеллектуальных карт является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова).
С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.
При построении интеллектуальных карт информация становится более чёткой и понятной, хорошо усваиваются связи, метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. В картах реализуется принцип от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.
Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действия с ними. План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связанное высказывание. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учиться не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Использование игр-лабиринтов опирается на наглядные и словесные методы в закреплении речевого материала на этапе автоматизации звуков.
Важно, что использование в логопедической работе игр-лабиринтов расширяет объем словаря, развивает представления об окружающей действительности, совершенствует процесс поиска слов и переводит его из пассивного словаря в активный. Это формирует познавательную деятельность и грамматический строй речи, что оказывает огромное влияние на речевое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Одним из приемов работы по автоматизации звука в предложении, а потом в речи может служить использование такого метода, как «Сказки – связки».
Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука, происходит развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами, развивается словарный запас, грамматического строя речи.
Но для того, чтобы ребёнок научился "читать" мини-сказки, необходимо познакомить его с условными обозначениями (- это схемы-действия).
Таким образом, путем не сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.
С помощью «Мини – сказок» ребенок «читает» предложения, и уже может «прочитать» целую историю, рассказ или сказку. По желанию ребенок может придумать и дорисовать продолжение или другой сюжет. При этом следит за правильным звукопроизношением.
Таким образом, описанные методики имеют большую результативность в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.