Светлана Стешина
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада.
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое, ребенок отражает посредством языка.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Педагоги выделяют ряд методов, способствующих развитию связной речи.
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи.
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей.
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.
Очень эффективный прием – объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д. Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд.
Формирование разговорной речи в беседе.
Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие.
И в том и в другом случае – это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Методики обучения рассказыванию.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказом и рассказом (в элементарной форме). Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ – сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном, подробный или близкий к тексту пересказ. Но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот). Пересказ фрагментов (в дидактических играх). Пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п., инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.
Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. Разновидности описательных рассказов – сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков.
Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка). В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).
Разберем основные приемы.
- Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или
события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
- Разновидность этого приема – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.
- Разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.
- Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.
- Составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.
- Окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, а затем и без него).
Приемы обучения пересказу.
Ряд приемов носит установочный характер – они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи, а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Рассказывание по восприятию.
Рассказывание но восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
- Описание игрушек.
- Описание натуральных предметов.
Рассказам по картинам.
- Дидактические игры на описание наглядного материала.
Рассказывание по воображению.
Эти рассказы детей качественно отличны от предыдущих, так как строятся на иной, психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения его преобразование. В образах воображения в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга.
- Придумывание рассказов об игрушке.
- Придумывание рассказа по картине.
- Придумывание рассказа на предложенный сюжет.
Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.).
Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать.
Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.
Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей : некоторые ролевые игры (с рассказчиками, развлечения.
Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Телевизор», «Радио», «Телефон» (собеседники, «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).
Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.
Рассказывание имеет место и в играх «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям.
Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.
Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей.
Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.
Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения, как рассказывание.
Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях. Мы говорили об этих условиях в начале нашей книги и считаем нужным напомнить о них еще раз в конце ее:
1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.
2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.
4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.
5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.
6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, – всех сотрудников детского сада.
7. Содействовать овладению педагогами методами ведения работы по развитию речи детей.
Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей – через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Ф. Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».
И наконец, ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые и отвлеченные. На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей – живое слово, опирающееся на сформировавшийся уже к тому времени достаточно сложный мир их внутренних восприятий.
Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:
1) разговор с детьми,
2) поручения и задания,
3) беседы,
4) рассказывание,
5) чтение,
6) письма,
7) заучивание стихотворений.